Европейские гастроли

Европейские гастроли

05.04.2010 13:31
4048
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

И все же, как ни сложно себе это представить, в России существуют группы, которые весьма успешно гастролируют за рубежом. Их не услышишь на отечественном радио и не увидишь по телевизору, но в Европе они легко собирают клубы и фестивали, издают пластинки на западных лейблах и пользуются успехом у местной публики. В составе одной из таких команд – хардкор-группы WhatWeFeel– мне посчастливилось прошлой осенью проехать пол-Европы.

 

Как такое возможно?

Примерно на рубеже 70-х и 80-х в Америке и Европе зародилась так называемая “независимая музыкальная сцена”. Ее создавали молодые музыканты, не желавшие иметь дело с профессиональной индустрией шоу-бизнеса. Впрочем, и вышеупомянутая индустрия не горела желанием с ними сотрудничать, так как ребята играли в основном панк-рок и хардкор – агрессивную музыку неспокойной молодежи.

Вопреки мнению скептиков, сцена, построенная на принципах самиздата, солидарности и взаимоподдержки, ухитрилась в кратчайшие сроки разрастись до размеров планеты. Музыкальные лейблы, еще вчера базировавшиеся в подвале своих владельцев, начали продавать пластинки тысячными, а то и миллионными тиражами. Некоторые из вчерашних бунтарей очутились в эфире музыкальных каналов, не так давно воротивших от них нос.

На сегодняшний момент эта сцена объединяет бесчисленное множество андеграунд-исполнителей самых разных жанров – от хип-хопа, фолка и мелодичного поп-панка до наиболее экстремальных форм хардкора, которые для неподготовленного слушателя звучат как бронепоезд, въезжающий в витрину магазина сантехники.

Таким образом, проявляя необходимое в любом начинании упорство, можно запросто отправиться хоть в мировое турне, не будучи при этом ни Мадонной, ни Иосифом Кобзоном. Если же при этом озаботиться хорошими контактами с организаторами, качественным планированием и мерчем – пластинками и футболками для продажи на концертах, то можно не только не уйти в минус, но и заработать денег – на сувениры для родных и друзей точно хватит.

 

Дорога

Способ передвижения – ключевой вопрос для путешественника. Гастролирующей группе удобнее всего кататься по европейским просторам на микроавтобусе – вэне. Достаточно места для всех участников группы, а самое главное – для инструментов, ударной установки и гитарных комбо-усилителей. Практически все западные команды ездят со своей аппаратурой.

Мы доехали поездом до Бреста, успешно прошли пограничный контроль и сели на электричку до станции Кузница Бялостока. Очередная пограничная проверка – на этот раз польская, и вот мы уже в вэне – катим мимо скромных польских деревенек на первый европейский концерт в Варшаву. Впереди – 24 ежедневных шоу в Польше, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Болгарии, Словакии и Чехии.

За окном сменяют друг друга древние польские замки, урбанистические пригороды Берлина, портовые краны Гамбурга, угрожающие гетто Марселя. Хмурая осенняя Германия вдруг трансформируется в прожаренный солнцем французский юг, а встающие на горизонте Альпы способны привести в детский восторг даже утомленного многочасовым переездом басиста.

Остроты поездке добавляет путешествие по чопорной Европе на машинах с польскими номерами. Братья-славяне не уступают нам в умении создать о себе крайне негативное впечатление. Поэтому мы ни капли не удивились, когда швейцарский бизнесмен в розовой рубашке, увидев коротко стриженых молодых людей, вылезающих на пустынной заправке из машины с польскими номерами, предпочел сесть обратно в свое экономичное авто и отправиться искать лучшей доли на извилистых альпийских шоссе. Полиция также не упускала случая поинтересоваться содержимым нашего потрепанного микроавтобуса. На въезде в Бремен полицейские долго взвешивали нашего четырехколесного друга, простукивали и осматривали каждый сантиметр автомобильного нутра. Ничего не обнаружив, копы оштрафовали сидящих сзади за езду непристегнутыми и отпустили нас на все четыре стороны.

 

Концерты

Проведя без малого месяц в туре, мы успели поиграть в самых разных местах. От таверн в маленьких польских и швейцарских деревнях до французских рок-клубов и немецких молодежных центров. Звуковому и световому оборудованию последних может позавидовать любая московская концертная площадка.

Многие шоу проходят в сквотах – заброшенных зданиях, которые молодежь самовольно занимает и приводит в жилое состояние. Сквоты исторически стали своеобразными культурными центрами, объединяющими разношерстную, но неизменно интересную публику: панков, художников, социальных активистов, музыкантов. На территории сквотов проводятся выставки, граффити-фестивали, рок- и хип-хоп-концерты.

В большинстве своем такие коммуны существуют на полулегальном положении, и власти закрывают на них глаза. Но в некоторых городах обитатели сквотов ведут настоящую войну с городской администрацией и полицией, а также всевозможными религиозными и политическими организациями, пытающимися занять место нынешних жильцов. На наш концерт на заброшенной фабрике в польском городе Лодзь приехала полиция, но не смогла открыть тяжелые, увитые колючей проволокой ворота и ретировалась.

Нередки и примеры обратные, когда государство выделяет молодежи не только помещение, но и деньги на его оборудование и организацию концертов. В Швейцарии мы выступали в таком центре, перестроенном из бывшего здания банка в центре Женевы. Впечатляющий зал, отличный звук, бар, огромная гримерка с интернетом, душем и кухней, спальные места для музыкантов, за стеной – яхты у причалов Женевского озера.

Отправляясь в тур, стоит быть готовым к любым сюрпризам и приключениям. Моим друзьям пришлось как-то после концерта ночевать в заброшенной гостинице в лесу. Чтобы не замерзнуть, они ломали старый паркет и жгли костер. Сквозь дыры в стенах за ними внимательно наблюдали полудикие лесные собаки. Но чаще всего путешествие обходится без крайностей, и можно быть уверенным, что тебя ждет скромный, но теплый ночлег и горячая вегетарианская еда – этичное отношение к животным весьма популярно на Западе, и, чтобы не оставить никого голодным, всех кормят пищей без мяса.

 

Публика

Большую часть европейской публики составляют люди от 20 до 30 лет, а к наркотикам и неумеренным алкогольным возлияниям в большинстве клубов и сквотов относятся крайне негативно. Ни на одном из двадцати четырех концертов мы не видели драк или беспорядков. Только перед концертом во французском городе Лилле публика битых полчаса гоняла по району каких-то несчастных неонацистов, очевидно, по роковой ошибке очутившихся около клуба.

 

Достопримечательности

Плотный график гастролирующей группы оставляет немного возможностей для прогулок. Приехали, выгрузили аппарат, разложили футболки и диски, отыграли, загрузили все обратно в вэн, поели и отправились спать. На следующий день – полдня дороги, новый город и очередной концерт. Правда, можно не ложиться спать, а отправиться гулять. Для того чтобы почувствовать дух самого города, а не его торговых и туристических центров, лучшего времени, чем глубокая ночь, просто не придумаешь. Так мы бродили ночью по Парижу, отбиваясь от чернокожих продавцов, на вполне приличном русском предлагавших приобрести брелоки в форме Эйфелевой башни. Примерно так же я прогулялся по Женеве, нечаянно захлопнув за собой дверь уже упомянутого экс-банка и оставшись на улице до утра – любоваться на фонтан Жет д`О и спать на лавке в Парке бастионов. Но нам ли, независимым рок-музыкантам, печалиться по такому пустяковому поводу?

Текст: Владимир Гладков