Без сюрпризов

Без сюрпризов

31.08.2012 17:32
3605
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Показы начинаются каждый вечер в 21.30, как только стемнеет. Если нет дождя, собирается около восьми тысяч зрителей. (В самые первые дни фестиваля, когда дожди буквально заливали город, зрителей было порядка двух-трех тысяч. Они сидели под зонтами и наперекор погоде смотрели кино.) Лучше всего занять места заранее, часа за два до начала. Если прийти за час, то не исключено, что сидеть придется на булыжной мостовой. Если, не дай бог, ты поставил свою сумку на соседнее кресло — представители службы охраны тут как тут: занимать места даже своим друзьям и близким нельзя. А уж если выбрал кресло – сиди до конца. Бесхозные вещи тут же забирают, искать их приходится в специальных комнатах для нерадивых зрителей.

Зрителям раздают анкеты, и каждый оценивает увиденный фильм. Создателям картины, набравшей наибольшее количество баллов, вручают большой приз публики. В этом году выбор народа пал на картину «Эрудиция» режиссера Кейт Шортланд , произведенную Германией, Австралией и Великобританией и посвященную событиям конца Второй мировой войны.

В этом году золотой статуэткой леопарда (символа фестиваля) за разного рода достижения в киноискусстве наградили блестящую команду звезд. Среди них — французский режиссер Лео Каракс, чей фильм «Божественные моторы» поразил продвинутых киноманов еще на Каннском фестивале. Он посвящен музе режиссера, русской актрисе Кате Голубевой, не так давно скончавшейся в Париже при туманных обстоятельствах. Кроме Каракса наградили Алена Делона, Шарлотту Рэмплинг, Гарри Белафонте. Среди этих могикан неожиданно оказался и молодой мексиканский актер Гаэль Гарсия Берналь. На церемонии вручения «Золотого леопарда», проходившей на Пьяцца-Гранде, Берналя встречали как короля экрана, гул над площадью стоял впечатляющий. Вслед за актером поднялся на сцену его младший брат, который от нахлынувших чувств и гордости за знаменитого родственника разве что не плакал. Губы его дрожали от волнения, и все собравшиеся могли это наблюдать на гигантском экране, перед которым стоял лауреат. Такие церемонии остаются в памяти на всю жизнь: огромная зрительская аудитория, таинственное освещение, сказочные домики, напоминающие декорацию, на стены которых проецируются кадры из фильмов с участием счастливого избранника… Смотрится очень эффектно.

Профессиональное жюри в этом году возглавил знаменитый тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакун, сам недавний каннский лауреат, автор фильма «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни». От человека причудливого ума, тяготеющего к мистическим высказываниям, естественно, ожидали неординарного распределения призов. Не дождались. Победил фильм «Девушка из ниоткуда» одного из самых зрелых участников конкурса – француза Жан-Клода Бриссо (на фото). Немолодой герой картины, которого сыграл сам режиссер, знакомится с девушкой, переживающей размолвку со своим бойфрендом и настолько близко к сердцу принимает ее страдания, что готов чуть ли не отписать ей свою парижскую квартиру…

В конкурсе были представлены картины, может быть, и не самые сильные, поскольку лучшее уходит в Канн и Венецию, но с весьма неординарным взглядом авторов на жизнь. Одна из них – «Старлетка» Шона Бейкера (США) – о взаимоотношениях молодой и беспечной калифорнийской девицы, купившей подержанный термос, внутри которого оказалось 10 тысяч долларов, с потрясающей пожилой леди, которая ничего не хочет знать про всю эту историю. Главную роль сыграла Дри Хемингуэй, внучка знаменитого американского писателя.

«Музейные часы» (Австрия-США) Джема Коэна — о смотрителе венского художественного музея, перед глазами которого ежедневно проходят самые разные люди. Особенно интересны женщины, главные посетительницы музеев. С одной из них смотритель сводит знакомство, и его жизнь приобретает новый смысл. А зритель помимо прочего созерцает жизнь города, становящегося главным героем картины.

В нынешней программе было немало картин, посвященных символам и святыням той или иной страны. Одна из них – документальная лента «Sagrada» — рассказывает о главном храме Каталонии «Святое семейство» — творении Гауди, в котором идет капитальная реконструкция. Трудно представить, чтобы в Москве такого рода картина собрала огромный ангар зрителей. Но в Локарно именно так и произошло. Причем пришла не фестивальная публика, а простые зрители, в основном швейцарцы. И сеансов было несколько. Впрочем, даже на показ старого фильма с участием Орнеллы Мути, приехавшей на фестиваль в качестве гостьи, трудно было пробиться. Притом что сама актриса лично не представляла эту картину. Сработал энтузиазм публики, проявляющей любопытство к каждому фестивальному событию.

Российских картин ни в основном конкурсе не было, как не было их и в программе показов на Пьяцца-Гранде. В первом, правда, участвовал фильм эстонского режиссера Илмара Раага «Эстонка в Париже». Его героиня — женщина, рожденная и воспитанная в СССР, со всеми вытекающими последствиями и соответствующим менталитетом. В современной Эстонии она едва сводит концы с концами, заботится о больной матери и, чтобы как-то разрешить свои финансовые проблемы, нанимается сиделкой в парижский дом. Ее подопечной оказывается своенравная дама, роль которой великолепно сыграла Жанна Моро, украсившая этот скромный фильм, все ходы которого легко просчитываются. Теперь, увидев круассаны в витрине магазинов, все время вспоминаешь героиню Моро, обучавшую затюканную эстонскую сиделку, где их следует покупать – вовсе не в супермаркете, а в бакалейных лавках.

В короткометражном конкурсе «Леопард будущего» одну из наград получила 23-минутная украинская картина «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого о современной Припяти, где люди продолжают жить, любить, страдать. Сам режиссер в прошлом был сотрудником МЧС и имеет представление о чрезвычайных ситуациях. Его достижения на ниве кино пока еще не велики, но с короткометражками он периодически бывает на ведущих мировых фестивалях.

В конкурсной программе «Режиссеры настоящего» был представлен российский киноальманах «Зима, уходи!», снятый десятью учениками режиссера Марины Разбежкиной. Они зафиксировали день выборов президента страны, выходили на улицы с камерами, разговаривали с людьми, принимавшими участие в уличных митингах. Из тысячи часов экранного времени смонтировали фильм, длящийся 1 час 20 минут. Один из наиболее удавшихся эпизодов связан с представительницами религиозной секты Большой Ельни Нижегородской области. По их рассказам, там день и ночь мироточит икона, якобы имеющая отношение к Владимиру Путину. Главной молитвой матушки Фотиньи становится песня «Пусть всегда будет солнце». Картину эту жюри не отметило, зато по просьбам зрителей организаторы устроили дополнительный сеанс.

В день закрытия фестиваля показали 40-минутный документальный фильм «Чудо Святого Антония», снятый в Португалии Сергеем Лозницей. Уроженец Беларуси, он учился в Украине, а потом в России, занимался документальным кино в Санкт-Петербурге, живет в Берлине, работает в основном с немецкими продюсерами. Снимает свои фильмы на русском языке, а теперь еще и на португальском. А вот другой документальный фильм — «Трудно быть богом», посвященный тому, как идет работа над одноименной картиной Алексея Германа, сняли наш документалист и прославленный оператор Павел Костомаров и его постоянный соавтор швейцарец Антуан Каттин, уже несколько лет живущий в Петербурге. Их фильм – швейцарского производства, хотя и на русском языке.

Устроили в Локарно и необычную акцию, связанную с историей любопытного местечка Монте-Верита. Это высокий холм в Асконе, буквально в нескольких минутах езды от Локарно и озера Лаго-Маджоре. Именно в живописной Асконе обычно расквартирована едва ли не половина фестивальных гостей и участников. Тут похоронена русская художница, ученица Репина Марианна Веревкина, а в местном музее современного искусства собраны ее работы, малоизвестные в России. Сама история ее жизни вполне годится для сериала. Когда-то она в компании художника Алексея Явленского тоже нашла пристанище на холме Монте-Верита, где обосновалась артистическая и художественная богема, жившая по принципу открытых дверей, в скромный домиках, питавшаяся по-вегетариански, проповедовавшая свободную любовь и культ обнаженного тела. Так и ходили нагишом, вели интеллектуальные разговоры, предавались философским размышлениям о смысле бытия. Узнать подробности жизни изысканных отшельников, анархистов и утопистов всех мастей можно будет после открытия музея, который сейчас на реконструкции. Пока же фестивальной публике предложили любопытные хроникально-документальные свидетельства той эпохи. Киносмотр в Локарно как раз и славен такого рода локальными событиями, которых не бывает на более шумных фестивалях.

Текст: Светлана Хохрякова