После развода

После развода

01.07.2014 01:39
3739
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Рассказывает медсестра Ингрид де Брюйн: «Когда сыну Марку было 6 лет, а дочке Эдвине – 9, мы с мужем поняли, что не хотим больше жить вместе. Мы не ссорились, просто надоели друг другу. Из-за детей мы долго оттягивали момент развода, потому что оба не хотели терять с ними контакт. Мужа не устраивал вариант быть папой только по выходным дням. Когда мы все же решили проконсультироваться с юристом (мы хотели расстаться мирно и не собирались тратиться на двух авдокатов), нам предложили подумать о совместной опеке, при которой дети проводили бы со мной и с мужем одинаковое количество времени, например, две недели – у меня, две недели – у него.

Решились мы не сразу, потому что, выбирая этот план, мы оба практически подписывались под обязательством жить рядом со школой и не переезжать. Однако плюс – возможность принимать равное участие в их воспитании – перевесил. Так мы и прожили три года». У Марка и Эдвины было по две отдельных комнаты – у мамы и у папы. На каждого ребенка был открыт личный счет в банке, куда родители переводили одинаковые суммы на связанные с детьми расходы. В каждой кухне к холодильнику на магнитах прикрепили график с размеченными неделями: зеленые – папины, синие – мамины. Там же фиксировались и обязательные мероприятия, типа визитов к зубному врачу и родительских собраний. Если они выпадали на зеленые дни – шел отец, на синие – мать.

Через три года жизнь Ингрид внезапно изменилась. Однажды, когда дети были у бывшего мужа, во время пробежки по парку она познакомилась с владельцем симпатичной таксы. Тон, во всех отношениях приятный мужчина, оказался хозяином модного винного магазина и в тот же вечер пригласил ее на дегустацию французских вин. Пара бокалов молодого божеле вскружила голову обремененной заботами медсестре, и начался стремительный роман. О детях она сказала Тону только, когда пришла пора их забирать. Какого же было ее удивление, когда тот молча привел ее в комнату за закрытой дверью. Она увидела две кровати, два письменных стола и все прочее, что необходимо десятилетним мальчишкам-близнецам. На следующий день у Тона тоже начинались две отцовские недели. Через полгода Ингрид переехала к своему второму мужу и открыла третью главу семейной жизни. С тех пор строить планы ей приходится, учитывая интересы четверых детей и троих взрослых (отца ее детей, Тона и его бывшей супруги).

Потребовались два разных набора кастрюль и сковородок: на две недели в месяц, когда все дети дома и еда готовится на шестерых, и на другие две, когда супруги остаются вдвоем. Новая семья оказалась на редкость сплоченной. Дети передружились и даже скучают, когда расстаются; родители доверяют друг другу своих чад и всегда готовы подменить того, у кого внезапно меняются планы. Совместное воспитание детей с поочередным проживанием у отца и матери сегодня выбирают 20% разведенных голландских пар. Плюсы уже перечислила Ингрид: никто из родителей не теряет контакт с детьми, и оба участвуют в их воспитании. В то же время у каждого есть свободное время и возможность построить собственную жизнь. А есть ли минусы?

Семейный психолог Херма ван Остербринк считает, что для родителей сложности связаны с необходимостью быстрого перехода от одной роли к другой. «Вы только что пережили развод и сразу должны начать договариваться друг с другом по поводу мельчайших деталей. Не всем это дается легко. Другая проблема – невозможность переезда, даже в такой маленькой стране, как Нидерланды. Не может же ребенок ходить в две школы». Не всем удается, как Ингрид, найти нового спутника жизни поблизости. А бывает, что поменять место жительства вынуждает работа – что тогда?

Сейчас, когда еще ощущаются последствия экономического кризиса, не у всех есть возможность отказываться от новой должности, пусть за сто или двести километров от прежнего места жительства. Иногда дети оказываются не готовы к жизни на два дома. Одно то, что нужно таскать за собой все учебники, спортивную форму и массу других мелочей, может стать серьезной проблемой. Да и папа с мамой, как бы ни старались помочь им приспособиться, все же ведут себя по-разному. Не все пары могут полностью оборудовать два дома, создав пространство для детей. А что делать, если у мамы можно плескаться в личном бассейне и оставлять грязную одежду горничной, а у папы надо спать на раскладном диване и просить деньги даже на мороженое.

Частичным ответом на многие вопросы стала еще одна тенденция, наблюдаемая экспертами: некоторые родители предпочитают оставлять ребенка дома, в привычном окружении, и приезжать к нему из собственных апартаментов, подменяя друг друга. Впрочем, голландские эксперты предполагают, что доля разведенных родителей, выбирающих воспитание 50 на 50, вырастет до 25% и на этом остановится. Большинство детей все же останутся с мамами, а папы будут приходить вечерами и по выходным.

Текст: Анна Прийдак