Хроники времен АТО

Хроники времен АТО

01.07.2014 20:04
3414
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Антитеррористическая операция. АТО. В народе даже родился анекдот: «Ты вроде за ЛНР был? – Да, а что? – АТО!». Боестолкновения, стрельба из всех видов оружия, авианалеты и трупы – мирных жителей, ополченцев, украинских военных и нацгвардейцев, российских журналистов. Таким был июнь в Луганске и окрестностях.

После президентских выборов одни ждали усиления АТО, другие — начала переговоров, третьи в это время паковали чемоданы и массово покидали Луганск. В самопровозглашенной Луганской народной республике (ЛНР) избирали свой кабмин и занимались текущими делами.

Первой под раздачу попала воинская часть «городка» ВВАУШ (бывшего авиационного училища). Бой длился полдня и полночи. Пятеро штурмующих были ранены. В итоге, по данным пресс-службы ЛНР, «призывники сложили оружие», а по сообщению областного управления МВД Украины — «воинскую часть передислоцировали».

На следующий день бойцы «Армии Юго-Востока» пошли штурмовать стрельбища и склады на окраине Луганске в городе Александровск (входит в юрисдикцию Луганска). Что там случилось — достоверно неизвестно. То ли шальной снаряд влетел в склад, где хранились боеприпасы, то ли оборонявшиеся решили не сдавать оружие и подорвали склад сами. По разным данным, при штурме погибло до 20 человек.

В это время армия Украины взяла под свой контроль не только север области, но и вплотную приблизилась к Луганску. Нацгвардия окопалась в Новоайдаре, а это всего лишь в полусотне километров от Луганска.

Впрочем, сторонников ЛНР это не смутило: они атаковали административное здание Луганского погранотряда. «В 3:50 проснулась от дикого грохота. Понимаю, что рядом соседи-погранцы. Дико страшно. Телефон разрывается, люди под одеялами выводят детей. Вооруженные люди рыскают по дворам, периодически стреляя, — делится воспоминаниями того страшного дня местная жительница Яна. — Так было 14 часов с маленьким перерывом. Потом опять стрельба. У знакомых прострелены окна. Стоянка с машинами расстреляна, храм расстрелян».

Пока на южных окраинах города сторонники ЛНР пытались выбить пограничников, у здания облгосадминистрации прогремел мощный взрыв. «Стояла рядом, пыталась купить клубничку. Был звук множества разрывов. Говорят, что кассета так срабатывает. Падала и бежала», — вспоминает местная жительница Анастасия. Во время обстрела 8 человек погибли и 15 получили ранения.
«После захвата зданий ОГА и СБУ я обходил эти места стороной, опасаясь как раз вот такого случая, — делится своими впечатлениями Максим, молодой отец двоих детей. — А через минут 15 после произошедшего наблюдал в парке перед ОГА, на детской площадке, мамашку, которая как ни в чем не бывало катала ребенка на качелях».

В штабе АТО предположили, что взрыв стал результатом неосторожного обращения ополченцев с ПЗРК. Представители ЛНР заявили, что это был авиаудар, нанесенный противопехотными ракетами, которые разрабатывались еще в Советском Союзе. «Это были кумулятивные осколочные авиационные ракеты С-8 КО, — заявил на пресс-конференции премьер-министр ЛНР Василий Никитин. — Заряды идентифицировали — это Гекфол-5».

На следующий день ополченцы атаковали штаб полка ППС нацгвардии в городке завода ОР. Снова убитые и раненые с обеих сторон. Тогда же, так и не дождавшись подкрепления, сдался и погранотряд (Госпогранслужба, впрочем, сообщила, что этот отряд и Станично-Луганскую заставу перевели в другое, более безопасное место).

Городская правоохранительная система тоже постепенно переходит под контроль ЛНР. «У нас на данный момент в райотделе два начальника — от одной и от другой власти, — делится, так сказать, оперативной обстановкой сотрудник одного из отделений милиции Елена. – Пока прежний был на больничном, пришли вооруженные люди и объявили, что у нас теперь новый начальник. Вся работа парализована. Нас, кабинетных работников, отправили в вынужденные отпуска, на месте только руководящий состав — решают, как быть».

Одной из горячих точек месяца стала Станица Луганская. «В 4 часа утра (11 июня. — А.Ф.) был минометный обстрел по блокпосту по нашему, — прокомментировал происходящее глава пресс-службы ЛНР Владимир Иногородский. — Ну, стреляют они, как всегда, мимо. Попали в супермаркет — единственный крупный магазин в этом месте, в газовую заправку и в два частных домостроения. Двое местных жителей легко ранены». Тем не менее есть информация о том, что по меньшей мере один из жителей станицы был убит — он возвращался с работы домой, и рядом с его машиной разорвалась мина.

Люди не могут поверить, что тут идет война. И продолжают вести себя как в мирное время: ходят и ездят где и когда хотят. А местные чиновники, пока суть да дело, вывозят свои семьи: на железнодорожном вокзале выстраиваются очереди в кассы раза в 3 длиннее, чем обычно в сезон отпусков.

В ночь с 13 на 14 июня над луганским аэропортом, находящимся под контролем украинской армии, сторонники ЛНР сбили военно-транспортный самолет Ил-76. На борту находилось 49 человек, все они погибли.

14 июня батальон нацгвардии «Азов» при поддержке авиации выбил ополченцев из города Счастье, который формально является частью Луганска, хотя и находится в 25 километрах к северу от города.
17 июня в поселке Металлист (это уже окраина Луганска), попав вместе с ополченцами ЛНР под минометный обстрел, погибли журналисты ВГТРК Игорь Корнелюк и Андрей Волошин…

Надо заметить, что несмотря на боевые действия жизнь в городе не останавливается. Мэр Сергей Кравченко инспектирует хлебозаводы и ремонтируемые дороги. Городской транспорт ходит нормально. Разве что реализаторы с Центрального рынка жалуются, что не могут закупить овощи. На вопрос «почему?» один мужчина, что браво растасовывал продукцию по лоткам, ответил «А вы бы поехали за картошкой, к примеру в Крым, через все эти блокпосты?». Впрочем, ситуация с овощами пока не критическая. И даже цены не сильно завышены.

Многие луганчане устали от обстрелов и неопределенности и просто хотят, чтобы «всё закончилось и был порядок».
«Я не хочу в панику впадать, этот период у меня уже прошел, — говорит молодая луганчанка по имени Яна. — Единственное — пусть разбираются между собой где-нибудь в поле, без жертв среди мирного населения! Задрали (она выразилась покрепче. – А.Ф.) уже все они!»

Текст: Алексей Фалин