Медики, специализирующиеся на борьбе с алкоголизмом, пришли к выводу, что своевременное распознавание этого недуга повышает шансы на его излечение. Однако во многих случаях раннее диагностирование алкоголизма затруднено. Классический тип пьяницы — небритый детина, спящий прямо на тротуаре в обнимку с бутылкой, но до этого докатываются относительно немногие любители спиртного.
Тем не менее для очень многих людей желание выпить стало столь острым, что его следует квалифицировать как алкоголизм, хотя ни они сами, ни их домашние, а зачастую даже и врачи не считают нужным прибегнуть к лечению, потому что они не в состоянии определить, насколько далеко зашел этот процесс, насколько сильно пристрастие к спиртным напиткам.
Задолго до того, как алкоголик «дойдет до точки», то есть будет изолирован от общества, он становится причиной возникновения множества проблем, затрагивающих как самого алкоголика и его семью, так и других, «соприкасающихся» с ним. Долгие часы, проводимые в баре, расходы на выпивку и неизбежные скандалы в семье отравляют жизнь его домашним. Прогулы и недоработки грозят потерей работы, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии часто оборачивается столкновением с законом и угрожает жизни множества людей.
В результате алкоголизма развиваются болезни печени, поджелудочной железы и желудка, а также различные нервные и психические недуги, туберкулез… Как показывает статистика, пьянство — одна из причин ранней смерти.
На каком-то этапе потенциальный алкоголик спохватывается и пытается уменьшать количество потребляемого им спиртного до минимума или скрывает от окружающих, сколько он пьет. Если он редко напивается до «положения риз», то ему нетрудно убедить себя, что он вполне может контролировать дозу приема спиртного или при желании вообще отказаться от него.
Способность пьяницы внушать себе, что он не алкоголик, тоже признак пьянства, но совершенно иного вида — запоя. В этом случае он периодически «сходит с круга» и пьет до упаду иногда по нескольку дней подряд. Однако в перерывах между запоями он может пить очень мало или даже совсем не пить, что дает ему повод утверждать о своей «неподверженности» «зеленому змию».
Но результат в обоих случаях одинаков — алкоголизм, при котором возникает физическая потребность в выпивке, причем первый глоток с каждым днем делается все раньше и раньше. Если утро начинается со спиртного — это тревожный предупредительный сигнал. Лишь очень немногие алкоголики признаются в том, что они нуждаются в рюмке, чтобы начать день. Отсюда возникает необходимость делать это потихоньку, скрывая от окружающих.
Однако очень скоро такой человек обнаруживает, что, начав день с глотка, он не в состояний остановиться и «нагружается» до тех пор, пока «не отключится» и не будет доставлен друзьями домой или не проспится на заднем сиденье в машине.
При пробуждении он чувствует тяжкое похмелье, тошноту. Его рвет, ему кажется, что он умирает. Но, несмотря ни на что, алкоголик считает, что облегчение принесет ему только очередная порция выпивки.
Доктор Родни Уилкинс опубликовал книгу, которую он назвал «Скрытый алкоголик в практике врачей». Это подробное описание попыток автора продиагностировать у своих пациентов алкоголизм на ранних стадиях. Прежде всего он приводит 64 физических, социальных и психологических фактора, которые могут иметь непосредственное отношение к возникновению этого заболевания. Среди них желудочные болезни, частая смена места работы, повторяющиеся случайные травмы и так далее.
Каждому из пациентов, на которых распространяется хотя бы один из перечисленных «факторов риска», был задан ряд вопросов о том, чем он занимается в свободное время, включая курение, азартные игры, спорт, а также выпивку. Из 546 опрошенных в злоупотреблении спиртными напитками сознались 250 человек, причем только 8 из последних обратились за помощью к медицине.
Лишь немногие обычные врачи на Западе располагают специальными знаниями, временем или терпением необходимыми для лечения пациентов с потенциальными признаками алкоголизма Обычно они обращают внимание на взаимосвязанные с ним заболевания, например, цирроз печени. Что же касается специализированных медицинских учреждений для лечения алкоголиков, то их в Англии катастрофически мало. На всю страну имеется менее 500 коек, а ведь каждый пациент, попавший в такое учреждение, может провести в нем 2—3 месяца.
Какой же смысл в том, что врач правильно поставит диагноз потенциальному пьянице и будет настаивать на лечении, если перед тем как попрощаться, он будет вынужден просить его наведаться только через пару месяцев?
Исследования специалистов показывают, что масштабы алкоголизма пропорциональны количеству потребляемого алкоголя. Во Франции, например, которую часто превозносят за «цивилизованное» обращение со спиртным, отмечается самая высокая в Европе смертность от цирроза печени.
В Англии наблюдается увеличение потребления пива, спиртного и в особенности вина. За десятилетие потребление алкогольных напитков в целом возросло на 50 процентов. Этот порок — в большинстве случаев причина избиения жен и детей и важный фактор возникновения происшествий на дорогах, в промышленности и дома
Факты говорят о том, что алкоголь и табак — одни из основных причин смертности среди мужчин молодого и среднего возраста, а первый к тому же и роста социально опасных поступков.
Тони Смит
«Таймс» Лондон
«За рубежом» № 1975 г.