C 1 сентября браузер Google Chrome начал в автоматическом режиме останавливать рекламные баннеры, использующие технологию Adobe Flash. Рекламы, сделанной в HTML5, нововведения не коснутся. Поскольку доля браузера Google на рынке в июле этого года превысила 51% (для сравнения: у ближайшего конкурента, Internet Explorer, этот показатель втрое меньше – 17%), это очень серьезный удар, от которого Flash может уже не оправиться.
Претензии к Flash предъявляют с момента появления ее первых версий, то есть с середины 90-х гг. прошлого века. Некогда революционная технология, контроль над которой Adobe Systems получила в 2005 г., после поглощения компании Macromedia, и в самом деле обладает рядом серьезных недостатков: флэш-приложения создают чрезмерную нагрузку на центральный процессор, постоянные ошибки Flash Player «вешают» и приложения, и браузеры, и, наконец, она крайне уязвима для вирусных атак.
В длинный список проблем с безопасностью, вызванных Flash, входит, к примеру, знаменитая «дыра» 2008 г., позволявшая злоумышленникам удаленно контролировать веб-камеры и микрофоны чужих компьютеров. Последним громким провалом технологии стали сразу три неизвестных ранее уязвимости, обнаруженных в результате утечки документов с серверов производителя шпионских программ Hacking Team. После опубликования этой информации корпорация Mozilla заблокировала флэш в своем браузере Firefox до выпуска исправленной версии Flash Player.
В середине июля директор по безопасности соцсети Facebook Алекс Стамос призвал создателей интернет-браузеров принять совместное решение об отказе от Flash. Возможно, выработки совместного решения и не потребуется – поступок лидера рынка вполне способен вызвать эффект домино.
Добавим, что с 1 сентября этого года от демонстрации баннеров с Flash отказалась и корпорация Amazon, владеющая крупнейшей в мире торговой интернет-площадкой.