С одной стороны, олицетворение корейского «экономического чуда» и технического прогресса последних лет. С другой — отражение древних традиций и национального менталитета. Переезжаешь из квартала в квартал — и порой возникает ощущение, что перемещаешься из одного города в другой, настолько они не похожи друг на друга. Огромный мегаполис, один из самых густонаселенных и экономически мощных городов планеты. Воплощение глобализации, в котором тем не менее всемирно-наднациональное прекрасно уживается с сугубо корейским. Лицо страны.
Название «Сеул» на русский переводится просто как «столица». Однако, как ни странно, это имя город формально получил только в 1946 году. До этого корейцы обычно называли свою столицу «Сеулом» лишь в устной речи, а официально он именовался Хансоном, то есть «городом на реке Ханган». Сеул лежит на равнине, окруженной восьмью невысокими горами — кажется, только они и не дают городу разрастаться еще дальше.
В мегаполисе проживает более 12 миллионов человек. А если считать население всей агломерации – с пригородами и городами-спутниками, то оно достигает почти 20 миллионов. Другими словами, в Сеуле и окрестностях живет 40% населения страны. О размерах столицы говорит и протяженность линий ее метро – почти 300 км! Городской метрополитен в год перевозит более 2 миллиардов пассажиров (это третий показатель после токийского и московского метро).
Наконец, Сеул входит в десятку важнейших финансовых и торговых центров мира: здесь находятся штаб-квартиры таких мультинациональных гигантов, как Samsung, LG, Hyundai-Kia.
***
Судьба города была далеко не безоблачной. Сеул очень сильно пострадал во время Корейской войны: он дважды переходил в руки северокорейских и китайских войск (в июне-сентябре 1950 и январе-марте 1951 годов). Десятки тысяч жилых домов и более тысячи предприятий лежали в руинах. Город был переполнен беженцами, большей частью бездомными… Сегодня вообще трудно поверить, что еще в начале 1960-х Южная Корея была бедной, отсталой крестьянской страной, жители которой каждую весну, когда заканчивались продукты от предыдущего урожая, оказывались на грани голода. Тогда ВВП на душу населения составлял всего $80. Но уже к середине 1980-х он вырос в 25 раз!Это и было то самое «корейское экономическое чудо», основу которого заложил президент Пак Чон Хи, в советской прессе именовавшийся не иначе как «диктатором» и «американской марионеткой», а в самой Южной Корее сегодня считающийся едва ли не национальным героем. Страна, не имеющая природных ресурсов, ныне превратилась в признанного мирового лидера в области электроники, автомобиле- и судостроения.
Сеул – достойное лицо «корейского экономического чуда». Как и почему это чудо произошло, судить экономистам. Но вот на что нельзя не обратить внимания, и что, вне сомнения, составляющей успеха этого «чуда» явилось.
***
Южная Корея — страна, где все работают, считают труд за добродетель, гордясь, что достигли многого, и стремясь достичь еще большего. А те, кто трудятся еще и на крупные компании вроде типа Hyundai, Daewoo или Samsung, проникнуты и корпоративным духом, идеями преумножения благополучия и достоинств фирмы…
В duty-free сеульского аэропорта Инчхон, если вам вздумается в качестве сувенира привезти домой настоящей корейской маринованной капустки кимчхи, вас будут обслуживать три продавщицы: одно поможет выбрать покупку и подведет к кассе, другая – примет деньги и пробьет чек, третья – упакует в пластиковый мешок. На полупустой парковке через каждые метров двадцать будет стоять человек с флажком или жезлом, указывая дорогу на выезд, а в музее на каждом углу девушка в униформе, кланяясь, направит вас к продолжению экспозиции… Скрытая форма безработицы? Может быть. Но здесь действительно не увидишь праздно слоняющихся или сидящих без дела людей. Ни молодых, ни старых.
В Южной Корее вырос мощный средний класс. Конечно, социальное расслоение есть, но невооруженным глазом оно почти не заметно: здесь не видно ни вызывающей роскоши, ни явной бедности.
Новые жилые кварталы высотных многоквартирных домов представляют собой замкнутые комплексы с подземными парковками и собственными теннисными кортами. А рядом с ними можно попасть в кварталы одно-двухэтажной застройки, которые напоминают благополучные пригороды Западной Европы, но, судя по припаркованным перед домами машинам – грузовичкам и пикапам, живут там не топ-менеджеры, а мелкие предприниматели и рабочие.
***
Густонаселенный Сеул не выглядит тесным. При этом кварталы высоток чередуются с парками, дворцовыми комплексами, огромными рынками и улочками с еще сохраняющейся традиционной застройкой. И рядом с небоскребами то и дело идут ряды небольших, в три-четыре этажа домов, где расположились маленькие ресторанчики, закусочные, лавочки и мастерские…
Аккуратная планировка города была ключевой концепцией при его застройке начиная с XIV века. Изначально город был полностью окружен крепостной стеной высотой до семи метров. Затем город разросся за стены и, хотя они сейчас не существуют (кроме небольшого участка к северу от центра города), крепостные ворота сохранились по сей день. Самые известные из них — Намдэмун и Тондэмун, по которым теперь названы два крупнейших городских рынка. Во времена Чосон ворота открывались и закрывались каждый день под звуки больших колоколов.
Сегодня в ландшафте Сеула доминируют современные высотные здания. Из-за плотности населения и застройки городу просто приходится «ползти вверх». Городской совет планирует строительство двух новых супернебоскребов – 640-метрового бизнес-центра и 523-метрового билдинга «Lotte World 2». Уже строится Dongdaemun Design Plaza & Park в Тондэмуне, спроектированный знаменитой Захой Хадид, и новое здание мэрии, своими очертаниями напоминающее морскую волну.
В прошлом году за успехи в градостроительстве Сеул удостоился звания «Столицы мирового дизайна». Но, как ни парадоксально это прозвучит, Сеул вряд ли кого-то впечатлит свой архитектурой. Это не значит, что в Сеуле нет красивых и интересных зданий. Просто не они определяют городской пейзаж. Дело в том, что к архитектуре и градостроительству у корейцев весьма прагматический подход. Здесь они очень близки китайцам и японцам – никаких сантиментов: если здание устарело, оно просто сносится, а на его месте строится новое. Поэтому кроме действительно уникальных древних дворцов в городе практически вообще нет такого понятия, как «старые кварталы». А новые жилые комплексы, скорее, можно назвать качественной и симпатичной, но все же типовой застройкой.
***
У Центральной — и тоже огромной – части Сеула есть несколько точек притяжения и каждая из них имеет свое лицо и свою специфику…
Вот Йоыйдо, небольшой остров посреди широкой и плавной Ханган, на котором в древние времена была переправа на северный берег реки, и который некогда использовался в качестве военного аэродрома. Здесь расположились Национальное собрание, самое высокое здание Кореи – небоскреб «63» с шестьюдесятью надземными и тремя поземными этажами, и океанариумом «Морской мир», а также главные теле- и радиовещательные студии. Здесь прогулочные теплоходики соревнуются в скорости с любителями джоггинга, здесь любят запускать воздушных змеев и покормить чаек… Именно Йоыйдо особенно красиво смотрится с реки, и особенно вечером, когда все здания и мосты в подсветке…
Берег острова Йоыйдо — часть городского парка реки Ханган, который протянулся по обоим берегам и проходит через весь город: у набережной стоят корабли-рестораны, есть остановка специального речного такси – небольших и быстрых катеров. На берегу множество коммерческих палаток с корейским фастфудом и напитками, пункты аренды велосипедов, спортивные площадки. Этот парк пользуется у сеульцев огромной популярностью, особенно в конце недели. Хотя основной контингент отдыхающих здесь молодежь, в будние дни по вечерам у берега можно встретить немало офисных работников, которые приходят отдохнуть с коллегами после окончания трудового дня.
А вот район Инсадон имеет сувенирно-артистичную славу. Его художественные магазины, лавки с керамикой, изделиями резчиков и произведениями каллиграфов, галереи и частные музеи обязательно посещают все туристы. Причем в Инсадоне можно найти по-настоящему стоящие вещицы. В 1999 году там побывала королева Елизавета II и, говорят, высоко оценила старинные предметы искусства, которые она там увидела.
***
В городе проживает более 250 тысяч иностранцев. Вроде бы немало, но они растворяются в многомиллионной массе жителей мегаполиса. Где иностранцы действительно заметны, так это на улице Итхэвон, самой космополитичной в Сеуле, половина прохожих на которой – явно не корейцы. Здесь по соседству расположена военная база США, но на Итхэвон встречаешь вовсе не только военных – и детей, и женщин, и подростков, и далеко не только американцев. Почти все вывески тут по-английски, да и на других европейских языках, а над улицей полощутся флаги едва ли не всех стран мира. Это — район иностранцев и для иностранцев.
К приезжим Сеул весьма дружелюбен. По-английски говорят в основном лишь молодые люди, причем на поверку оказывается, что понимающих язык гораздо больше тех, кто на вопрос «Do you speak English?» отвечает утвердительно – сказывается некоторая стеснительность. Но в больших магазинах всегда найдется кто-то, кто сможет помочь. Все указатели продублированы латиницей, хотя в связи с особенностями транскрипции корейских названий не всегда можно понять, как на самом деле звучит то или иное название.
Сеульцы весьма приветливы, в парках, местах отдыха молодежь охотно позирует перед камерой, а дети при виде европейцев, в которых они видят, в первую очередь, американцев, кричат «Hello!». Симпатии к американцам вполне понятны: если в самих США Корейскую войну зовут «забытой», то в Южной Корее ее помнят очень хорошо. Да и плоды победы в той войне вполне очевидны: достаточно сравнить образ жизни корейцев на Севере и на Юге.
***
Подлинным центром Сеула выглядит ручей Чонгечо, эдакий корейский «двойник» Неглинки, только вместо Манежа с толпами приезжих и бронзовым неликвидом, предназначавшимся для зоопарка, здесь тихие и тенистые дорожки-набережные с лавочками и мостами. Когда-то этот ручей, где стирали белье, закопали и убрали с глаз долой, но в 2005 году вновь «вскрыли» и пустили, убрав в каменные берега, и там, где раньше работали прачки, ныне бьют фонтаны. Этот романтический оазис среди современного делового района, естественно, привлекает людей: в обеденный перерыв на пешеходные набережные выползают сотрудники соседних офисов, чтобы перекусить и немного расслабиться…
Здесь же рядом, в подземном этаже одного из офисных зданий — потрясающий книжный магазин с огромным выбором литературы не только на корейском, но и на других иностранных языках. Открыт он с раннего утра до позднего вечера.
***
Город находится на одной широте с курортами Средиземноморья, и летом здесь может быть достаточно жарко, однако он практически не знает удушающих смогов. Специалисты утверждают, что благодаря огромной работе, проделанной правительством Сеула для снижения загрязнения окружающей среды, воздух в городе по чистоте равен токийскому и серьезно превосходит пекинский.
Сам город тоже очень чистый. Причем даже в местах массового скопления людей – будь то рынки или парки отдыха. И вполне безопасный. Но выйдешь из отеля ранним субботним или воскресным утром — и поразишься тому, что все урны у входа в гостиницу, да и мостовые рядом с ними завалены пластиковыми стаканчиками, окурками, пачками из-под сигарет и пустыми бутылочками из-под корейской двадцатиградусной водки соджу… А все потому, что пять дней в неделю корейцы самозабвенно трудятся, но вот наступают выходные — и менеджеры низшего, среднего, да и верхнего звена позволяют себе расслабиться. Так принято: выпить с друзьями и коллегами после трудовой недели — дело святое. В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье на улицах Сеула и других крупнейших городов Южной Кореи можно встретить немало пьяных корейцев: костюмы, белые рубашки, начищенные туфли, галстуки, но – в хлам. Привыкшая к этому ритуалу полиция лишь помогает согражданам доковылять от баров и ресторанов до ожидающих их автомобилей, автобусов или до входа в метро…
***
Исторический центр Сеула — город династии Чосон – оказался теперь едва ли не в сердце делового квартала. Поэтому древние дворцы соседствуют там с современными офисными зданиями и гостиницами. Ворота дворца Токсугун, построенного в XV веке, выходят на широкую оживленную магистраль рядом с современными зданиями и сетевыми фастфудами.
Дворец Чхандоккун был построен еще раньше, но сохранился лучше, чем другие дворцы. Он несколько раз разрушался, однако всякий раз восстанавливался и вплоть до 1989 года служил резиденцией последней представительницы королевской семьи. В королевском гараже до сих пор стоит первый появившийся в Корее в 1903 году автомобиль марки «Кадиллак».
Старейший же королевский дворец в Сеуле — Кёнбоккун. Он был сооружен в 1394 году основателем династии Чосон королем Тхэджо в качестве главной резиденции. Сегодня на его территории располагается этнографический музей, где можно познакомиться с культурой и традициями Кореи с древнейших времен до последних дней правления династии Чосон.
***
Ну а будущее Южной Кореи — это технополис, который строится к западу от Сеула. Его хорошо видно с трассы, ведущей от аэропорта Инчхон к столице – за морским заливом небо там подпирает лес самых современных небоскребов. Это Нью-Сондо, или U-City. Строят его на морском берегу на площади в пять с половиной квадратных километров. Нью-Сондо будет буквально напичкан новейшими технологиями. У каждого горожанина будет универсальная смарт-карта, при помощи которой он будет открывать двери своей квартиры и автомобиля, расплачиваться в ресторане и кинотеатре. Все здания будут связаны общей информационной сетью, что сделает жизнь города прозрачнее. В U-City расположатся штаб-квартиры ведущих мировых разработчиков высоких технологий.
Впрочем, и Сеул, конечно же, устремлен в будущее.
Широкая и полноводная река Ханган сейчас не используется для крупного судоходства: ее устье расположено слишком близко к границе с Северной Кореей и доступ в него закрыт. Однако вскоре город все же может превратиться в морской порт: между рекой Ханган и Желтым морем предполагается построить 18-километровый канал Кёнъин. И по нему от Инчхона до Сеула пойдут грузовые и круизные суда.
А если говорить о высоких технологиях, то городские власти сейчас реализуют грандиозную и весьма дорогостоящую программу обеспечения повсеместного доступа сеульцев и гостей столицы к wi-fi – через несколько лет во всех местах отдыха, на улицах и площадях Сеула можно будет пользоваться беспроводным интернетом…
Текст: Никита Кривцов
Что еще нужно увидеть в Южной Корее
Любой, кто попадает в Южную Корею через международные воздушные ворота Сеула – аэропорт Инчхон – уже может сказать, что увидел одну из ее достопримечательностей. Инчхон, открытый в 2001 году, уверенно держится на лидирующих позициях в рейтинге лучших аэропортов мира. Выглядит он футуристично, но благодаря архитектурным приемам и дизайну гости страны сразу знакомятся с местной культурой и историей.
Горы Кымгансан (или Алмазные горы), расположенные в Северной Корее, издавна служили предметом восхищения корейских поэтов и художников. Озера, окруженные сосновыми и бамбуковыми лесами, причудливые скалы, водопады и горячие источники – все это не так давно можно было увидеть в ходе специальных туров, которые организовывали южнокорейские туроператоры. Увы, в августе этого года власти КНДР объявили о том, что собственность южнокорейских компаний, участвовавших в совместном управлении курортом, реквизируется, и рекомендовали гражданам РК в течение трех суток покинуть территорию Кымгансана. Что теперь будет с курортной зоной, пока неясно.
К горному массиву Кымгансан относятся также горы Сораксан, которые могут посоперничать по красоте с Алмазными горами. Национальный парк Сораксан расположен на северо-востоке страны. Сораксан в переводе с корейского означает «белоснежные горы». Помимо самих гор с белыми (не заснеженными, как можно подумать, а из горной породы белого цвета) вершинами в национальном парке можно увидеть старинный буддийский монастырь VII века и самую большую в Корее бронзовую статую Будды. Если вы подниметесь по канатной дороге на пик Квонгым, то перед вами откроется панорама всего национального парка и побережья Восточного моря.
На юго-востоке Южной Кореи интересен город Пусан – главные морские ворота страны и одновременно «ворота» в Морской национальный парк Халлё. Халлё состоит из более чем 400 островов, большинство из которых необитаемы. Существует возможность как совершить круиз вокруг этих островов, так и высадиться на наиболее интересных из них, чтобы полюбоваться фантастическими пейзажами и познакомиться с памятными для корейской истории местами.
Город Кёнджу – древняя столица государства Силла. Вокруг города, расположенного в долине, находится множество монастырей и археологических памятников, благодаря их количеству Кёнджу носит название «музея под открытым небом». Наиболее простой способ осмотреть окрестности Кёнджу – заказать обзорную экскурсию в одной из местных туристических фирм.
Остров Чеджудо считается лучшим курортом страны. Он расположен в часе лета к югу от Сеула. Остров славится мысами, откуда открываются захватывающие виды, пещерами, водопадами, а также удивительной красоты приливами и отливами.