Пакт, позволивший выиграть время

Пакт, позволивший выиграть время

08.07.2015 18:15
3143
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
799_big

Из книги, написанной Куртом Бахманом (членом Президиума Правления Германской коммунистической партии, в годы войны — узником концлагеря Освенцим) в содружестве с Вильфридом Реккертом, Дортмунд, 1978 г.

В. Реккерт. Как случилось, что поначалу военный поход не был продолжен в направлении Советского Союза – страны, которую Германия объявила своим главным врагом? Советскому Союзу неоднократно предъявляли упрек в том, что он заключил договор с силами самой крайней реакции.

К. Бахман. Чтобы понять, почему Советский Союз в конце августа 1939 года заключил с гитлеровской Германией пакт о ненападении, нужно выяснить его предысторию.

Через неделю после установления гитлеровской диктатуры Советский Союз внес на Конференции по разоружению в Женеве ряд предложений по обеспечению мира. СССР впервые четко определил, кого следует считать «агрессором». В конце 1933 года Советский Союз предложил создать в Европе «систему коллективной безопасности» для оказания совместного отпора государству-агрессору.

Вместо того чтобы принять это предложение, западные державы допустили оккупацию Рейнской области, воссоздание германского военного флота, состав которого был доведен до трети состава британских ВМС, военное вмешательство Гитлера в Испании на стороне франкистского фашизма, захват Австрии. Позорным Мюнхенским соглашением они вынудили своего союзника – правительство Чехословакии без борьбы отдать Гитлеру Судетскую область.

Прошло немного времени, и разбойничий захват чужих земель был беспрепятственно продолжен: весной 1939 года была оккупирована и насильственно присоединена к «рейху» Чехия. (Получившая «независимость» Словакия стала сателлитом Германии. – Ред.) Западные державы продолжали политику попустительства Гитлеру, политику саботирования советских предложений об организации совместного фронта противодействия.

Было ясно, что западные державы путем все новых и новых уступок Германии хотели направить ударную силу германского фашизма и милитаризма против Советского Союза, оставаясь в стороне от борьбы против фашизма. Но в марте 1939 года на XVIII съезде партии Сталин предостерег их против заблуждения, что им удастся загребать жар чужими руками.

Положение было таково, что Польше угрожала та же судьба, которая постигла Чехословакию.

Правительства Англии и Франции заявили, что берутся обеспечить гарантии государственной независимости Польши, Румынии, Греции и Турции. В ответ на это Советский Союз обратился к западным державам с предложением заключить военный договор о коллективном отпоре агрессии в целях защиты тех стран Европы, которым угрожал германский фашизм.

Переговоры тянулись с марта по август 1939 года.

В ходе военных переговоров, начавшихся в августе, стало ясно, что правительства Чемберлена и Даладье не выражали готовности вступить в военную коалицию и заключать договоры на основе взаимности. Они стремились, не беря на себя никаких обязательств, навязать Советскому Союзу односторонние обязательства и таким образом втянуть его в войну с гитлеровской Германией.

Советскому Союзу угрожала опасность войны на два фронта – в Европе и на Дальнем Востоке. Японский империализм перешел к военным провокациям. Если учесть противоречивую позицию западных держав, можно себе представить, в каком неблагоприятном положении находился Советский Союз. Чтобы избежать опасности окружения, чтобы выиграть время, чтобы укрепить свою обороноспособность и оттянуть на возможно больший срок нападение на свою страну, Советское правительство решило принять предложение правительства Германии. Отказ от заключения пакта о ненападении в тех условиях был бы равнозначен необходимости вести войну без союзников сразу на двух фронтах – в Европе против гитлеровского фашизма и в Азии – против японского милитаризма.

В. Реккерт. Учитывая все это, можно понять, почему СССР пошел на заключение пакта о ненападении со своим заклятым врагом. А в то время этот договор вызвал бурные дискуссии.

К. Бахман. Действительно, пакт о ненападении между столь различными партнерами вызвал бурные дискуссии во всем мире, в нашей стране и, конечно, в рядах антифашистов.

В то время в Германии слушать зарубежные радиостанции запрещалось под страхом длительного тюремного заключения, отправки в концлагерь, а то и смерти. И в этих условиях единственным ориентиром стало заявление руководства находившейся в подполье КПГ. Это  заявление прозвучало 25 августа 1939 года по Московскому радио. КПГ, как и прежде, требовала продолжать борьбу за свержение Гитлера. Обращаясь к нашему народу, она заявила, что мир будет обеспечен лишь в том случае, если «немецкий народ возьмет в свои руки судьбу немецкой нации». Партия подчеркивала, что жизненные интересы немецкого народа требовали соблюдать договор, не нападать на Советский Союз.  Немецкие коммунисты понимали правильность и необходимость пакта о ненападении, значение которого до конца было осознано лишь после освобождения от фашизма в 1945 году. Коммунистическая партия Советского Союза не заблуждалась относительно агрессивных намерений Германии, но она стремилась отдалить тот момент, когда эти намерения будут осуществлены. Японские милитаристы были вынуждены пересмотреть свои планы нападения на Советский Союз.

После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Англии, США и ряду других капиталистических государств пришлось под давлением их народов вступить в СССР в военный союз, была создана антигитлеровская коалиция. Таким образом, руководители Советского государства , осуществляя продуманную, дальновидную политическую стратегию, умело использовали противоречия, существовавшие между наиболее агрессивными силами империализма и теми, кто руководствовался более реалистическими соображениями, чтобы создать политические предпосылки для победы над самым мощным агрессором того времени.

За рубежом, №36, август-сентябрь 1979 г.