Страна была, по существу, превращена в гигантский концентрационный лагерь, где культивировался «экспортный вариант» китайской «культурной революции». Жертвами полпотовских палачей пали миллионы кампучийцев.
В этой стране, которую недавно называли «страной ужасов», единственное место, где можно получить надежные статистические данные, — это «фабрика смерти», находившаяся в помещении бывшей средней школы «Тунгсленг» в окрестностях Пномпеня. Там каждодневно в течение нескольких лет велся тщательный учет людей, которых казнили. Среди жертв, подвергавшихся перед смертью изуверским пыткам, Хуот Сам Бат, который был послом Камбоджи (старое название Кампучии. –Ред.) в Югославии, и почти все известные за границей камбоджийские дипломаты и представители интеллигенции, которые опрометчиво откликнулись на призыв Пол Пота вернуться на родину для «консультаций».
В 16 просторных комнатах бывшей школы палачи «трудились» без устали семь дней в неделю. Насколько можно судить, каждый из них уничтожал за сутки по крайней мере 8 человек. В пространной директиве, составленной и собственноручно написанной Пол Потом, говорится, что жертвы, попадая в камеру пыток, «должны знать, что им суждено умереть, а потому они ничего не потеряют, если сделают полное и чистосердечное признание, чтобы сократить срок страданий; ни в коем случае не стоит уничтожать их до получения такого признания».
Период между арестом и началом пыток составлял несколько дней. На этот срок людей помещали по двое в камеры размером метр в ширину и два в длину; узников заковывали в цепи. Комната пыток была оборудована довольно просто: голая железная кровать с цепями для ног, стол с двумя стульями. Любимой пыткой тюремщиков было выдергивание волос клещами; клочья волос до сих пор можно увидеть у изголовья каждой кровати. Под кроватями – огромные пятна крови.
Людей убивали топорами, молотками, лопатами и тесками, употребляемыми, чтобы прокладывать путь в джунглях.
В протоколах, аккуратно написанных от руки, указаны возраст и профессия, а также образование каждой жертвы, дата ареста и смерти. В отдельных случаях красными чернилами сообщается о какой-то особой форме казни. Убитые классифицировались по следующим категориям: «Студенты, которым было предложено вернуться на родину из Франции» (число студентов в графе убитых составляло 147 человек); «бывшие дипломаты, которым было предложено вернуться», и «члены правительства сопротивления, которое первоначально возглавлял Сианук» ( в этом перечне я нашел имена почти всех камбоджийцев, которых я знал во время 4-летнего пребывания в Пномпене, а также тех камбоджийских деятелей и дипломатов, находившихся за границей, которые откликнулись на призыв Пол Пота вернуться на родину).
Приведу лишь несколько цифр, взятых из списков убитых: 6 августа 1976 года – 104 человека, 21 августа 1976 года – 191 человек, 31 августа того же года – 92 человека, 11 ноября того же года – 100 человек, 20 июня 1977 года -266 человек.
В тот день, когда войска нового правительства Кампучии ворвались в этот центр уничтожения людей, они обнаружили на 14 из 16 кроватей страшно изуродованные трупы. Они нашли там также четырех детей в возрасте от 4 до 11 лет, единственных оставшихся в живых из числа тех, за кем захлопнулись ворота бывшей средней школы «Тунгсленг». Их родители были убиты за неделю до этого, и детям показали трупы, сопровождая это предупреждением: «То же самое случится и с вами, если вы не станете поддерживать революцию Пол Пота».
Моим гидом по этому мрачному зданию была бывшая учительница Инг Сарин. Ее муж, лесовод, казнен в восточной провинции Свайриенг. Двое из четырех детей умерли от голода. Два брата, из которых один был инженером-электриком, а другой школьным учителем, убиты вместе с женами и детьми.
Похоже, что школа «Тунгсленг» — лишь один из многих полпотовских «освенцимов». Никто не знает и никогда точно не узнает, сколько людей уничтожено в Кампучии. Ведь в «Тунгсленге» уничтожались только люди, которые могли бы стать видными политическими противниками Пол Пота.
Пожалуй, легче подсчитать уцелевших кампучийцев, чем убитых. Новое правительство провело приблизительную перепись граждан, ведущих ныне «стабильный образ жизни» в районах, находящихся под его контролем (подразумеваются люди, которые воссоединились с семьями, вернулись в родные деревни, избирались или участвовали в избрании административных комитетов). Таких в стране около 3 миллионов человек. Около полумиллиона кампучийцев временно проживают в районах, где могут принять участие в осуществлении главной задачи текущего сезона – севериса, после чего они продолжат свой путь в родные места. Несколько десятков тысяч кампучийцев находятся в пути – одни идут с востока на запад, другие – с запада на восток в родные деревни, откуда они были изгнаны в результате безумной и жестокой политики режима Пол Пота.
Несколько десятков тысяч человек находятся в отдаленных районах джунглей, где полпотовские банды стремятся помешать людям выбраться из сферы их влияния.
Как полагают, ныне общая численность населения Кампучии – немногим более 5 миллионов человек. Напомним, что на 17 апреля 1975 года, когда войска Пол Пота взяли Пномпень, численность населения страны составляла 7-8 миллионов человек.
Переселение сотен тысяч людей в сельские районы, практически полная эвакуация Пномпеня и других городов, а также обдуманное истребление всех, кто имел среднее образование, не говоря уже о высшем, — одно из проявлений чудовищного и извращенного мышления режима Пол Пота! Последствия этих преступлений будут еще долгое время мешать нормализации экономической и социальной жизни в стране.
У.Барчетт
«Гардиан», Манчестер.
За рубежом, №21, 1979 г.