Первый в истории торговый автомат появился в английских тавернах около 1615 года. Это был медный прямоугольный ящик, который прислуга переносила от стола к столу. Внутрь был насыпан табак. Посетитель бросал в щель полпенса, нажимал на тугую скобу, и крышка ящика откидывалась на петлях вверх. Клиент запускал в него руку и брал щепотку курительного или нюхательного табака, приче6м количество полностью зависело от честности покупателя и бдительности служанки.
Триста с лишним лет спустя некий предприимчивый американец по имени Уильям Роу задался целью построить машину, которая бы продавала сигареты по 15 центов за пачку. Автоматы Роу впервые предложили покупателю нечто более ценное, чем грошовая пластинка жевательной резинки. Торговцы сигаретами подняли Роу на смех. Разве найдется хоть один чудак, говорили они, который стал бы платить лишних четыре цента за пачку только ради удобства? Вскоре многим из них уже было не до смеха… В 1968 году компания «Трайэнгл индастриз» купила «Роу мэньюфэкчеринг» за 30 миллионов долларов. Только за 1977 год американцы приобрели в торговых автоматах почти 4,5 миллиарда пачек сигарет по средней – 65 центов – цене за пачку.
В последние годы XIX века в небольшом городке Коринн в штате Юта автоматическая торговля достигла своего рода пика, или, если хотите, дна. Там установили машину, выдававшую, стоило опустить 2,5 доллара и нажать рычаг, весь набор необходимых для оформления развода документов, которые оставалось лишь заполнить. К счастью для института брака, «разводы без сдачи» не привились.
В Соединенных Штатах сегодня насчитывается 5 миллионов торговых автоматов. Каждые 60 секунд американцы покупают 7500 пачек сигарет, 25 тысяч стаканов прохладительных напитков, 8 тысяч чашек кофе и 12 тысяч пакетиков конфет.
В докладе, подготовленном для монетного двора США национальной ассоциацией автоматизированной торговли, говорится, что в 1977 году американцы опустили в торговые автоматы около 3 миллиардов монет достоинством в 1 цент, 14 миллиардов пятицентовиков, 37 миллиардов десятицентовиков и 25 миллиардов четвертаков. Одноцентовики и пятицентовики «вымирают» по мере того, как цена чашки кофе неумолимо поднимается с 15 до 20 и даже 25 центов, стаканчика прохладительного напитка – с 20 до 30 центов, пачки печенья – до 25 центов. Сейчас в США лишь 8 процентов автоматов выдают за 1 цент пластинку жевательной резинки, в то время как 25-центовые составляют уже 36 процентов от общего числа механических торговцев. Американцам остается только вздыхать.
«ЧИКАГО САН-ТАЙМС».
За рубежом, №45, 1979 г.