Удивительный и сказочный Лаос

Удивительный и сказочный Лаос

02.11.2015 13:15
3389
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Лаос – небольшое королевство в Юго-Восточной Азии с благодатной природой и богатыми культурными традициями. Подписанное в феврале 1973 года соглашение о восстановлении мира и достижении национального согласия положило конец многолетнему кровопролитию в этой стране. Ныне повсеместно в Лаосе идет перестройка военного и административного аппарата бывшей реакционной вьентьянской группировки, ликвидированы легальные и нелегальные организации, руководимые извне и служившие интересам империализма.

Луангпрабанге, королевской столице Лаоса, француз и француженка любуются прекрасной погодой, сияющей золотом украшений, чья крыша, как парус, поднимается в небо тремя ярусами. Заинтересованные изображением лотоса на зеленой эмали, туристы обратились за разъяснениями к пожилому лаотянину, который задумчиво прогуливался неподалеку. Старик ответил вежливо и обстоятельно. «Странно, — сказал несколько позже своей спутнице француз, — но мне кажется, что я уже где-то видел этого человека». Подъехав к отелю, он достает из кармана деньги, чтобы расплатиться с шофером такси. На смятой купюре под четким изображением человека, который только что был их гидом, написано: «Шри Саванг Ватхана» — король Лаоса».

Удивительная страна Лаос – «королевство тысячи слонов и белого зонта»!
Двадцать восемь лет война терзала Лаос. На эту маленькую страну, занимающую важное стратегическое положение в Юго-Восточной Азии, насчитывающую 900 тысяч беженцев на 3 миллиона 260 тысяч жителей, было сброшено огромное количество бомб. Но вот замолкли пушки, и в Лаос устремились туристы. Различные агентства путешествий, казалось, только ждали подходящего момента, чтобы включить в свои программы поездку в «королевство тысячи слонов».

Меконг – это величественная река также неотделима от Лаоса, как невозможно представить Египет без Нила. Любуясь медленными водами Меконга, слушая тишину, кажется, осознаешь необъятность и вечность Вселенной. Время здесь остановилось. Впечатление такое, что даже грозный часовой, виднеющийся неподалеку, простоял тут века. Но, вглядевшись внимательно, замечаешь, что он еще очень молод, почти ребенок.

Говоря, Меконг – золотая река. Это не просто слова: если приглядеться, в прибрежном песке порою поблескивают крупицы золота. Было время, когда женщины собирали их, но прибыль была столь мала, что теперь этим почти не занимаются.
Народность лао тяготеет к рекам и занимается в основном рыбной ловлей, предоставив густые леса, покрывающие три четверти территории страны, племенам мео и яо. Горные дороги, соединяющие города Саябури и Луангпрабанг, бамбуковые заросли и синеющие вдали непроходимые джунгли, где под присмотром человека слоны валят огромные деревья, каскады водопадов в тумане зеленоватой или сиреневой пены (в зависимости от цвета неба) на фоне скал, покрытых мхом, — все эти чарующие пейзажы почти также нереальны, как китайский рисунок пером.

В шесть часов вечера солнце садится, и все погружается в темноту. На дорогах Лаоса нет указателей, хотя на севере страны, в районе города Хуэйсай, в центре «золотого треугольника», можно было бы водрузить плакат: «До Китая – 80 километров, до Бирмы -60. Таиланд – на другом берегу Меконга».

В штатах Хуэйсай лаотяне и бирменцы добывают сапфиры. Монополия на продажу небольших камней (самые крупные таинственным образом переправляются в Бангкок) принадлежит в этом городе китайскому коммерсанту. Его дом находится на самой длинной и унылой улице города. Вот тяжелая деревянная дверь, в которую надо долго стучаться, прежде чем ее отворят. Наконец посетитель попадает в помещение, напоминающее сарай. При тусклом свете керосиновой лампы извлекаются из засаленных бумажек сверкающие голубые камни. Район города Хуэйсай называют «золотым треугольником», так как высоко в горах находятся поля опиумного мака, приносящего стране значительный доход. С тех пор, как мы здесь находимся, над нами все время кружит вертолет, который шофер нашего автомобиля называет «службой надзора за торговлей наркотиками».

Люди народности мео пришли в Лаос более ста лет тому назад из Китая, но в их деревнях также, как и в селениях яо, кажется, ничто не изменилось со времен средневековья. Так же красочность в одежде, яркие шерстяные воротники, розовые помпоны, блеск массивных серебряных украшений. Юноша, одетый в черный жилет, играет на небольшом духовном инструменте, раскачиваясь, как дервиш, в такт тягучим звукам. Под хижинами из бамбука, стоящими на сваях, рядом с целым выводком черных поросят играют голые малыши.

Если верить легендам, злые и добрые духи живут в Лаосе повсюду: в бурных реках, темных гротах, за каждой скалой. Есть духи, которые покровительствуют целому королевству. В одной из пагод Луангпрабанга можно увидеть красный барьер, к которому, по преданию, привязывает своего коня дух – покровитель города.
Лаотяне считают, что души умерших незримо наблюдают за членами своих семей, наказывая болезнями и другими несчастьями, если их поведение кажется духам недостойным. Когда родственник или близкий друг возвращается из долгого путешествия, самый старый член семьи обвязывает вокруг его запястья белую хлопковую нитку, напоминая духам об их обязанностях. Эту нитку надо сохранять в течение трех дней и только потом осторожно, стараясь не порвать, развязать. Тяжелее всего лаотянам ужиться с духами людей, умерших неожиданно, ведь эти несчастные не могут «возродиться», так как не выполнили своего жизненного назначения. И вот духи слоняются по свету и от нечего делать строят людям разные козни. К счастью, существует возможность узнать, чем они недовольны, и хоть как-нибудь их умилостивить. В каждой деревне, в каждом квартале города есть колдуны, которые служат переводчиками для простых людей и при помощи которых человек может объясниться с духом.

В 50 километрах от города Паксе возвышается чудесный буддийский храм, построенный кхмерами между VII и XIII веками, давно уже привлекающий археологов. Но вести работы здесь оказалось невозможно. Каждый раз, как археологи сдвигали плиту из розового песчаника, перед ними, словно из-под земли, появлялся старый лаотянин и предсказывал самые разнообразные несчастья не только самим ученым, но и их родственникам и друзьям. Дело кончилось тем, что храм, населенный монахами, был оставлен в покое. И до сих пор он дает путешественнику наслаждение непосредственной встречи с историей, без гида и табличек, запрещающих трогать экспонаты руками. Все поражает неосведомленного европейца: и скульптурные украшения над дверями храма и огромная жертвенная плита в виде крокодила. В древности, чтобы задобрить это существо, здесь ежегодно приносили в жертву красивого юношу, а позже вместо человека закалывали буйвола.

Интересна и целая галерея гротов недалеко от Луангпрабанга. Тысячи фигурок Будды – деревянные, глиняные, из камня и позолоченного металла – заполняют естественные подземные залы. Изображение божества соответствует лаотянским идеалам красоты: продолговатое лицо, большие уши, нос с горбинкой, круто выгнутые дуги бровей, вытянутая, наподобие бутона лотоса, голова. Гроты находятся очень глубоко под землей. Царящий там полумрак, разреженный воздух, из-за чего внезапно гаснет множество свечей, — все это создает атмосферу тайны. В самом дальнем подземном зале есть большая прямоугольная площадка, подходить к которому простому смертному запрещено. Только королю Лаоса разрешается в день празднования Нового года погрузиться здесь в размышления.

Новый год празднуется в Лаосе 13 апреля. Торжества продолжаются несколько дней. В это время лучше всего уехать из сонного, официального Вьентьяна и отправиться в Луангпрабанг, в самое сердце Лаоса, город, где издавна жили короли и духовенство. Праздник начинается шествием королевских слонов. Толпы людей направляются в одну из главных пагод, чтобы почтить духа – покровителя города. По пути к храму тысячи людей покупают поросят, черепах, птиц, насекомых и даруют им свободу, как бы в знак раскаяния в том, что в прошедшем году они лакомились жаренными личинками, кожей лягушек и другими деликатесами. А когда храм заполняется народом, монахи окропляют душистой водой статуи Будды. Это сигнал к началу самой веселой церемонии. На улицах города молодые девушки обливают водой монахов и всех встречных мужчин. Прогуливающихся в одиночестве толпа хватает и со смехом и шутками тащит к Меконгу, чтобы окунуть в теплые воды. Три дня и три ночи продолжается праздник, в котором участвует и стар и млад, три дня и три ночи слышатся в городе плеск воды и веселый смех.

А где же в это время бывает король? Сидя во дворце, он окропляет водой, как того требует обряд, делегацию бонз, которые пришли к нему с пожеланиями счастья в наступившем году. Когда же аудиенции попросил английский журналист, ему было отказано, так как этикет запрещает королю Лаоса принимать иностранцев. Но если, осматривая пагоду Луангпрабанга, вы встретите пожилого задумчивого человека, он очень вежливо ответит на все ваши вопросы. Да, удивительная страна Лаос!

Режин ГАБЕЙ
«РЕАЛИТЕ», ПАРИЖ.
За рубежом №42 1975г.