Масоны и масонство

Масоны и масонство

17.02.2016 16:03
4791
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Гамбургские масонские ложи отмечают день св. Иоанна, с которого начинается новый масонский год. Фото «Гео», Гамбург.

Мифы и легенды, мистификаторство и шарлатанство, хвала и хула сопровождали масонство на протяжении его многовековой истории. Приспосабливаясь к времени и политическим особенностям той или иной страны, оно обрело много лиц. Вспомним, что герой Л.Н. Толстого Пьер Безухов, отражая настроения части дворянства, «твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство». В то же время реакционные представители масонства проповедовали, например, расизм; многое из масонского наследия взяли на вооружение фашисты. Как масонские, так и антимасонские мифы используются идеологами воинствующего национализма. Скандальные разоблачения пресловутой ложи «П-2» показали, что под покровом секретности могут твориться преступления и создаваться тайные центры власти.
Все в этот вечер кажется необычным. От волнения у «соискателя» тревожно бьется сердце. Сегодня ему предстоит шагнуть в неизвестное. Еще два-три перекрестка, и он окажется у входа в здание масонской ложи, где через несколько часов его ожидает посвящение в «ученики» вольных каменщиков.

Как гость ложи, «непосвященный», он ходил этой дорогой почти год. Члены ложи, называемые братьями, терпеливо отвечали на его вопросы и в конце концов признали его достойным того, чтобы стать членом братства. На общем собрании храма один из масонов поручился за «соискателя», заявив, что тот отвечает требованиям, которые вот уже 265 лет в строгом соответствии с «Книгой уставов» предъявляется к посвященным.

В здании масонской ложи его уже дожидается поручитель. В маленькой комнатушке на втором этаже «соискателя» просят письменно ответить на вопросы: в чем он видит предназначение человека, чего он ждет от союза масонов и чего союз может ждать от него.

Внизу, в фойе, постепенно сходятся братья по ложе, их отмечают в книге регистрации. Они в черных костюмах, белых перчатках и цилиндре – это символ свободы и равенства. И еще, бело -голубой фартук, как у родоначальников этой традиции –членов средневековых цехов каменотесов. По эмблемам можно судить, в каком они ранге: «ученика», «подмастерья» или «мастера».

Вскоре к ним присоединяется церемониймейстер, он трижды стучит своим посохом по полу и приглашает братьев пройти в храм.

Его преподобие престольный мастер, «верховный магистр», выборный глава масонской ложи, сидит за своим столом в восточной части зала: солнце восходит на востоке, с востока же озаряет ложу мудрость преподобного мастера, отсюда же он руководит дневными трудами братьев.

Перед ним на алтаре лежат «три великих светоча» масонства: «книга священного закона», Библия, она содержит планы «великого архитектора Вселенной» (бога) и призывает к терпимости. Угольник символизирует порядочность и братство. Циркуль – отношения между людьми, любовь к ближнему.

Справа и слева от преподобного мастера сидят секретарь и докладчик, напротив, на западной стороне, — первый и второй смотрители.

Входят братья и под руководством вожатых садятся в ряд у северной и южной стен. Церемониймейстер занимает свое место у западной стены, а привратник – у двери храма.

Ударом молотка престольный мастер повелевает братьям власть. Вместе с обоими смотрителями он выходит на середину храма и останавливается перед колоннами, им предстоит осветить мастерскую, чтобы можно было приступить к работе по «великому строительству», при полном освещении. Мастер зажигает свечу на «колонне мудрости» и говорит: «Мудрость, руководи постройкой!» Смотрители зажигают свои свечи, приговаривая: «Сила, веди ее!». Затем у основания трех колонн расстилается рабочий коврик и мастер провозглашает: «Ложа открыта»…

БРАТСТВО ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ

Вот уже 250 лет франкмасоны торжественно правят в Германии свои храмовые обряды. Но родоначальники этого культа каменщиков начали свою деятельность еще раньше, в своих хижинах (мастерских), где они жили при возведении храмов. У каменотесов не было обязательной приписки к городским ремесленным цехам, они свободно кочевали по многим странам и подчинялись своим собственным правилам, одобренным самим кайзером. И каменотесы тщательно оберегали эту привилегию на относительную свободу перемещения, которая отличала их от других ремесленников того времени. В свою среду они принимали лишь тех, кто подчинялся их правилам: всегда отстаивать право и закон, выполнять свой долг, любить искусство и людей, жить в страхе божьем. Их девиз гласил: «Во славу бога и на общее благо». Как искусно обтачивать камни и мастерски вести кладку – это составляло их профессиональную тайну и передавалось из уст в уста от поколения поколению, вероятно, и по причине широко распространенной тогда неграмотности.
В начале XVIII века строительное ремесло переживало тяжелый кризис. Заказы на сооружение новых храмов стали редкими. Чтобы сохранить свои мастерские в период спада, настоящие каменщики из-за нехватки других источников финансовых поступлений стали принимать в свои ряды и некаменщиков, но платежеспособных. Это в основном были представители интеллигенции, которые накануне эпохи Просвещения толпами устремились в редкие тогда места, где свободное выражение своего мнения не стоило им головы. Все, о чем говорилось на встречах, не выходило за порог мастерских.

С тех пор каменщиками уже никто не работал. Переход к чисто умственной деятельности – от «настоящей» укладки камней к «воображаемой» — завершился основанием первой «Великой ложи» масонов в Лондоне в 1717 году. Двадцать лет спустя в Гамбурге обосновался первый немецкий филиал всемирного братского союза –масонская ложа «Абсалом у трех крапив».

Этому предшествовала долгая история. Во времена раннего средневековья монахи, особенно бенедиктинцы, а потом и другие представители этого ордена недуховного звания объединялись в монастырские масонские мастерские, братства, развивавшие и хранившие секреты культовых сооружений, их архитектуры. В одном английском счете за строительство аббатства «Вале ройяль» в 1278 году одна из этих мастерских каменщиков называется «ложей». Под этим названием подразумевалось помещение, расположенное неподалеку от возводимой постройки и служившее каменотесам местом отдыха, собраний и мастерской. Позднее это понятие стало употребляться в более широком смысле и означало самостоятельную организацию, гильдию свободных каменщиков. Она имела собственный третейский суд, устав и благотворительную кассу.

Известные мастерские работали в Страсбурге, Берне, Кельне и Вене. Все они поддерживали тесную связь друг с другом. Свои профессиональны знания, благодаря которым они пользовались различными привилегиями, они охраняли от посторонних с помощью тайных опознавательных знаков. В 1376 году в одной грамоте, составленной в Лондоне, упоминается понятие «фримейсон», которое позднее было переведено на немецкий язык как «фраймаурер» («вольный каменщик»).

В XVI веке мастерские обрели светский характер и превратились в ремесленные цехи, ими руководили уже непосвященные мастера – «приемные каменщики». Когда эпоха сооружения крупных храмов завершилась, традиционные мастерские распались, сохранившись только в Шотландии и Англии, а численность «приемных каменщиков», в основном представителей интеллигенции, все время увеличивалась. Они уже не брали в руки мастерок, а строили «храм гуманности» символически, мысленно.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Прототипом сложившихся вскоре масонских ритуалов послужили обряды каменщиков, описанные во многих сохранившихся уставах. Эти книги включают обычно молитвы, читавшиеся при открытии и закрытии регулярных собраний, овеянную легендами историю ремесла каменотесов и правила морального и нравственного поведения членов цеха в быту.

Идеи масонства, впервые описанные в 1723 году шотландским (по другим данным- лондонским) священником Джеймсом Андерсоном в «Книге уставов», в эпоху просвещения быстро распространились по Европе и Америке. Особенно большую роль они сыграли при образовании США: масонами были не менее 50 из 56 человек, подписавших Декларацию независимости, и губернаторы всех 13 штатов, первоначально образовавших США. Сейчас в США насчитывается примерно 4 миллиона масонов, а во всем мире их 6 миллионов (другие источники называют 8 и даже 14 миллионов.- Ред.). В государствах восточного блока масоны запрещены.
Незадолго до запрещения масонов нацистами Германии было около 80 тысяч масонов, после окончания войны – около 6 тысяч, а сейчас в ФРГ 15 тысяч немцев и 5 тысяч солдат союзнических войск состоят членами 397 масонских лож. Эти братства, долгое время остававшиеся разрозненными, в 1958 году вошли в «Объединенные великие ложи Германии – братства масонов», состоящие из пяти «Великих лож»: это «Великая ложа старых вольных и приемных каменщиков Германии», «Великая ложа масонов Германии – орден каменщиков», «Великая национальная ложа трех небесных сфер», «Великая американо-канадская ложа» и «Великая ложа британских каменщиков в Германии».

Каждая ложа решает свои внутренние дела независимо, но для создания ложи требуется разрешение одной из пяти «Великих лож». Большинство лож существует на положении зарегистрированного общества, их уставы доступны каждому, а внутренняя жизнь определяется «Книгой уставов» 1723 года и «правилами внутреннего распорядка».

Католическая церковь в течение ряда веков грозила отлучением от церкви любому католику, ударившемуся в масонство. Лишь в 1983 году это правило было отменено. Однако в ФРГ с 1980 года действует положение, принятое на конференции немецких епископов и объявляющее неприемлемым одновременное членство в церкви и ложе. Тем не менее среди масонов много католиков.

У всех масонов общая цель их «трудов»: вместо настоящих церквей они возводят некий «храм гуманности», при этом камнями им служат люди, строительным раствором – терпимость и братство, чертежом – Библия, а архитектором – бог, которого они называют «великим архитектором Вселенной».

…В этом небесном строительстве на земле хочет участвовать и наш соискатель. Он уже ответил на вопросы, которые в отведенной комнате ему оставил поручитель. Входит другой брат, он забирает листки с ответами и спокойным голосом говорит:
— Я передам братьям ваши ответы. Следуйте за мной, чтобы я мог продолжить подготовку к вашему приему.

Они вместе выходят в коридор и идут в другую комнату – «темную палату», где соискатель садится на стул и снова остается в одиночестве: перед ним на столе Библия, песочные часы и череп, освещенные тусклым светом свечи. Глядя на эти предметы, он должен задуматься о себе и бренности вещей.

Проходит еще некоторое время, вполне достаточное, чтобы у соискателя, ожидающего церемонии самого приема, еще тревожнее забилось сердце. В темноте в его сознании пробуждаются старые мифы и легенды, которые соискателю казались давно пережитыми и забытыми: ему приходилось слышать, что масоны спят в гробах и справляют культовые обряды с черепами. Что каждый год одного масона по жребию приговаривают к смерти и он может избежать этой участи только в том случае, если сам убьет какого-нибудь ребенка. Что должникам, если они обанкротились в первый раз, помогают все братья по ложе, но при вторичном банкротстве заставляют несчастного покончить жизнь самоубийством. Что масоны отравили своего брата по ложе Моцарта, потому что он выдал публике ритуальные секреты ложи в своей опере «Волшебная флейта».

В «темной палате» соискатель вспоминает о клятве, которую раньше давали новички вроде него: за выдачу тайны полагалось наказание – «пусть мне перережут глотку и вырвут язык мой из гортани, разорвут левую сторону груди и исторгнут мое сердце и захоронят их в морском песке, в кабельтове от берега, там, где прилив и отлив чередуются дважды в сутки, а тело мое сожгут и пепел развеют по поверхности земли, дабы не осталось и малейшей памяти обо мне среди каменщиков».

Но вот открывается дверь, снова входит брат и спрашивает соискателя:

— Сударь, вы серьезно проверили себя; вы по-прежнему хотите по собственной, свободной воле стать вольным каменщиком?
— Да.
— Готовы ли подвергнуться уставным испытаниям и выполнить обязанности, которые ложа возлагает на своих членов?
— Да.
— Так пусть свершится ваша воля.

Соискатель снимает свой черный галстук, расстегивает верхние пуговицы рубашки, до колена засучивает штанину на левой ноге, снимает правый ботинок и надевает домашнюю туфлю, складывает в ящичек все металлические предметы, которые были при нем. Все это должно внушить ему, что благородство красит человека больше, чем земное имущество. Ему завязывают глаза, рука брата выводит его из комнаты. Через несколько шагов оба останавливаются:

— Вы стоите у дверей нашего храма. Чтобы дверь открыли, вам надо трижды громко постучать…

Доступ в круг масонов открыт не каждому. Согласно составленной еще в 1723 году в Англии «Книге уставов», этому и ныне действующему основному закону масонов, «лица, принимаемые в ложу, должны быть добропорядочными и честными, свободными гражданами, в зрелом и степенном возрасте, не принимаются крепостные, не принимаются женщины, безнравственные личности и люди с дурной славой, а только те, кто имеет хорошую репутацию».

В XVIII веке в ложах собирались самые прогрессивные умы того времени, в старых списках членов масонских лож значатся фамилии чуть ли не всех знаменитых представителей эпохи Просвещения – Лессинг, Гете, Гердер, Фихте. Видно, масонские дома были единственным местом, где оппозиционеры чувствовали себя в безопасности от абсолютистской власти – государственной и церковной. На масонских встречах инакомыслящие пользовались своего рода дипломатической неприкосновенностью. Действовавшие в миру сословные привилегии теряли свою силу в ложах, свобода слова и мысли была составной частью их устава. Только в таких условиях можно было сформулировать основные идеи просвещения. Масоны до сих пор гордятся тем, что были в авангарде этого течения. Правда, фамилии выдающихся деятелей встречаются сейчас в их списках гораздо реже. Да и вообще численность масонов у нас, например, не растет и, как уже упоминалось, несколько десятилетий составляет около 20 тысяч человек.

И тем не менее уставы 397 существующих в ФРГ лож остались прежними, без всяких послаблений. Тот, кто хочет вступить в ложу, должен пройти годичный испытательный срок, специальная комиссия ложи проверяет его на серьезность и стойкость характера, он должен найти хотя бы одного поручителя из числа проверенных масонов, его кандидатура должна быть одинаково приемлемой для всех братьев. Этот порядок отбора носит явно элитарный характер. Поэтому основной контингент новичков составляют выходцы из высших слоев общества. Утверждение, что ложи служат местом для налаживания деловых контактов, масоны называют предубеждением и категорически отрицают это. Возможно, говорят они, «сделки» и не противоречат уставам других чисто мужских организаций, например клуба «Ротари» или «Львиного клуба», но это не дело масонских собраний.

Тот факт, что масоны вербуют в свои ряды в основном состоятельных граждан, они оправдывают педагогическими соображениями: если у человека есть жена, дети и деньги, значит, он вполне созрел, чтобы посвятить себя более серьезным сторонам жизни, что должно означать – масонским идеалам. А они начиная с эпохи Просвещения остались без изменений: свобода, равенство, братство, приверженность истине, красоте и добру. Общественное же положение, служащее предпосылкой для приема в ложу, дает людям необходимую праздность, чтобы закончив работу, собраться в храме и при сумеречном свете свечей «трудиться» ради построения прекрасного нового мира.

А ЕСТЬ ЛИ ТАЙНА?

Тот, кто стремится стать достойным подражания образцом порядочного образа жизни, должен позаботиться о своей душевной гармонии. «Трудами во славу храма» называют масоны регулярные занятия по повышению уровня самосознания, а книга, по которой они учатся, именуется «ритуальной».

Стремление сохранить абсолютную тайну обрядов закрепило за братьями репутацию заговорщиков, считалось, что в своих ложах масоны плетут нити заговоров против народа и отечества. Гитлер, в тоталитарную концепцию которого не вписывалась независимость масонов, воспользовался этими широко распространенными предрассудками, запретил ложи, конфисковал их богатые общественные кассы и приказал разрушить ряд великолепных зданий старых лож. В гамбургском храме масонов нацисты содрали обои со стен, взломали полы и по кирпичику разобрали сами стены, надеясь раскрыть «тайну». Но – безуспешно, ибо ее не было.
Правда, масоны всегда окружали себя и свой культ храма ореолом тайной религии. Они не любят это сравнение, так как не хотят, чтобы их служение идеалам воспринималось как некая религия. Однако их ритуал похож на литургию, диалоги между престольным мастером и смотрителями напоминают проповедь, а обращение с реквизитом ассоциируется со священнодействием служителей церкви. Но в отличие от католической церкви, претендующей на некое мессианство, у масонов одна догма: в их рядах не должно быть места догмам, терпимость – высшая заповедь.

Противоречие заключается в том, что свободное самовыражение, к которому стремятся масоны, протекает в застывших формах древнего ритуала. Порядок «труда» во славу храма не меняется даже в мелочах. Единственные активные актеры этой мистерии – престольный мастер и смотрители – лишь на первый взгляд кажутся действующими лицами, на самом же деле они просто декламируют ритуальный текст. Постоянное повторение масонских откровений должно помочь масонам усвоить идеалы, а символика – задуматься о целях братства. «Тайну» масонов, говорят братья, нельзя узнать, ее можно только прочувствовать.

Парадоксальна, впрочем, и их иерархия – ученик, подмастерье, мастер (магистр), собственно говоря, она должна быть формальным отражением постоянного учебного процесса. Но от кандидата на повышение не требуется доказательств возросшего уровня его самосознания, каждый из масонов периодически «повышается в звании». Представители каждого звания «отрабатывают» свой собственный ритуал, братья более низкого звания к нему не допускаются. «Ученик смотрит в себя, подмастерье – вокруг себя, а мастер – выше себя» — так звучи масонская поговорка.

…Соискатель трижды стучит в дверь.

— Брат-привратник, кто это стучится так странно? – вопрошает в зале престольный мастер. И в ходе ритуальных вопросов и ответов выясняется, кто стучится и чего он хочет. После этого мастер говорит:

— Так пусть ему будет разрешено войти.

Соискатель стоит между смотрителями как бы нагим и беспомощным, каким сотворила его природа. А черная повязка на глазах дает ему понять, как он слеп: пока он – незрячий в поисках света, указующего правильный путь в жизни.

— Человеку предопределено познать абсолютное совершенство, но долог путь, ведущий к нему, — напоминает мастер.

Затем он повелевает второму смотрителю отправить соискателя в три странствия: с вечера в ночь, к восходу солнца и через полдень обратно в вечер. В прямоугольном зале храма его ведут через четыре элемента – огонь, воду, землю и воздух, и все время соискатель ощущает спасительную руку брата, сопровождающего его, он не покидает соискателя ни на минуту и спокойным голосом предупреждает его об опасностях, подстерегающих в жизни и способных совратить с пути истинного: это страсти, предрассудки, злоба, самолюбие, тщеславие. «Познай самого себя!» — твердым голосом внушают соискателю.

В конце концов он снова подходит к месту, с которого начал свое странствие, и мастер говорит:

— Цель масонства – внутренняя трансформация и духовный расцвет человека. Пусть эти странствия послужат вам уроком и покажут, что вы никогда не достигните цели, если не сбросите повязку незнания, мешающую вам познать истину.
После этого по указанию мастера соискатель преклоняет колени перед алтарем, берет левой рукой циркуль, который ему подают, приставляет его острием к обнаженной груди, там, где бьется сердце, и клянется целиком посвятить себя делу гуманности, добросовестно исполнять свой долг перед семьей, обществом, родиной и сообществом всех людей, хранить в тайне обряды и внутренние дела масонов.

Молоток преподобного мастера осторожно касается циркуля, приставленного к груди стоящего на коленях соискателя:

— Заключен союз на всю жизнь! Дайте свет свободному, ищущему правду каменщику!
С глаз соискателя срывают повязку, лампы и свечи на несколько секунд ослепляют его, но потом он видит, что братья стоят слева и справа от него, что он сам –звено в их цепочке, что они приняли его как брата. Мастер говорит:

— Наши сердца бьются в унисон с вашим, а пожатия наших рук говорят, что мы будем хранить вам верность, пока вы будите почитать правду, закон и братскую любовь как святыню…

Почти до конца кайзеровской эпохи быть членом ложи считалось признаком хорошего тона. С тех пор многое изменилось. В наше время те, кто хочет вырваться из плена среднего сословия с его уравниловкой и быть причисленным к высшему свету, вступают в клуб «Ротари» или «Львиный клуб», кстати, там можно встретить и немало масонов.

Если спросить братьев, что побудило их стать масонами, то их ответы будут весьма разноречивыми. Одни сетуют на наше общество, где безраздельно господствует право сильного и беззастенчиво попирается заповедь о любви к ближнему, хотя именно этому обществу они зачастую и обязаны своей карьерой. Другие благодаря своему общественному положению оказались наверху и вдруг задумались об истинном смысле жизни. Третьи, работая по двенадцать часов в сутки, не успели обзавестись знакомыми и жаждут «братских» контактов.

Масонская ложа стала теплым гнездышком для всех этих людей. «Низменные» будни остаются за порогом ложи, женщинам сюда тоже нет входа. Братья опасаются, что от их братства не останется и следа, если будет открыт доступ эротике и сексу. Но даже сами масоны не в состоянии объяснить, как и в какой степени меняют их регулярные труды. Постоянно ссылаясь на большие дела в прошлом, масонство пытается оправдать свое существование сегодня. «Воспитание рода человеческого», о котором мечтал еще Лессинг, братья считают своим кровным делом.

Однако они уже давно не вмешиваются в дело конкретного преобразования общества. Своими идеалами они живут только в кругу братьев и, как правило, у семейного очага. Правда, масонские ложи ФРГ ежегодно жертвуют на благотворительные цели миллионы марок. Но когда такой видный брат, как бывший премьер-министр земли Гессен Х. Бёрнер грозится поколотить своих политических противников дубинкой, у «непосвященных» невольно возникает вопрос, стоит ли чего-нибудь эта праведная масонская этика в повседневной жизни. Во время «трудов» во славу храма проблемам повседневной жизни отводится мало места, хотя читаются доклады, например, о кризисе судостроительных верфей, безработице, визите папы римского или о бездомных. Темы, затрагивающие партийную политику и религию, не обсуждаются, чтобы не было раздоров. Но гораздо больше времени и энтузиазма уделяется дискуссиям о ритуалах и символике, так называемому учению об атрибутах вольных каменщиков. Ибо как раз «тайное» понимание сокровенного значения всех этих вещей цементирует братство, делает его именно «братством» и придает ему свое лицо. Считая себя хранителями «вечных ценностей», основоположники масонства утверждают, что традиции этого союза сложились задолго до появления средневековых гильдий каменщиков: свои овеянные легендами традиции они рассматривают как некую историческую миссию. Они прослеживают историю зарождения своих ритуалов с античной Греции, выявлено ритуальное родство даже с древним Китаем.

«ЭЛИТА В ЭЛИТЕ»

Увлечение сказками и легендами отражается и в масонской иерархии. Кто прошел «степени св. Иоанна», названные так в честь покровителя вольных каменщиков, и отмечен степенью мастерства, тот может попасть в верховный совет «шотландского ритуала», где существуют целых 33 степени. Членство в этом союзе, которое доверяется только самым рьяным братьям-мастерам, должно служить углубленному усвоению масонского учения в философском аспекте. Одновременно таким образом создается элита в элите. «Благодетельный рыцарь Святого города» — так называют масона 33-й «шотландской» степени.

Где еще мужчины, которые в повседневной жизни являют собой образец обывателя, могут хотя бы помечтать о причастности к рыцарям короля Артура?

… Наш соискатель стоит у двери храма и приводит в порядок свою одежду, затем его снова подводят к алтарю, чтобы он принял тайные символы своей ученической степени. Преподобный мастер открывает ему, что значит применить «прием», то есть трижды нажать большим пальцем на сгиб указательного пальца партнера. Сообщает «пароль». Объясняет значение фартука, цехового знака, более древнего, чем золотое руно и римский орел. Вручает ему также знак ложи и белые перчатки: их белизна чиста, «такими чистыми должны быть твои помыслы и поступки». Белые перчатки ему дают и для жены, «спутницы жизни». Хотя женщин в ложу не принимают, их все-таки уважают и почитают.

Затем новичку полагается встать на колено у «неотесанного камня», взять молоток и сделать три ученических удара в знак того, что он приступил к работе по самоусовершенствованию, ведь прежде чем ровно уложить в «великую постройку» камень, его следует осторожно обтесать.

Церемониймейстер указывает новичку его место в северном ряду, новый ученик будет находиться рядом со своим поручителем. Как и при открытии собрания ложи, преподобный мастер и смотрители выходят на середину храма, чтобы завершить труды на сегодняшний вечер. Рабочий ковер свертывается, одна за другой гасятся свечи на трех колоннах. «Вокруг нас останется отблеск красоты», «В нас продолжает полыхать огонь силы», «Над нами горит свет мудрости». Все братья образуют цепочку, символизирующую братское единение, и мастер говорит:

— Возвращайтесь в мир, братья мои, и оправдайте звание масона. Боритесь с несправедливостью всюду, где она проявляется, никогда не проходите мимо нуждающихся и страждущих, бдительно следите за собой. Да будет так, идите с миром.

И братья покидают храм в том же порядке, в котором входили в него: молча, парами, впереди церемониймейстер, за ним – новый брат под руку с поручителем. Торжественная музыка, записанная на пленку, сопровождает их шествие, и ученик вспоминает слова преподобного мастера: «Ты пребывал во тьме, но жажда света привела тебя сюда. Пусть память об этом моменте будет для тебя священной».
В фойе братьев ожидает вино и богато сервированный стол…

«ГЕО», Гамбург.
За рубежом № 37 1988г.