Моё мнение – конечно же, нет. Никакие меры, кроме полного запрета покупок в западных магазинах не сделают покупки в Европе или США менее выгодными, чем здесь. Но некоторые аналитики с этим не могласны. Они считают, что создав что-то типа «Центр разрешения конфликтов» eBay только для всего местного он-лайна, разом решат проблему с недобросовестными продавцами. На мой взгляд, это слишком наивно, т.к. недобросовестных продавцов, как бы это помягче выразиться, в местном он-лайн слишком много. А новый, назовём его «Центр разрешения конфликтов» будет обладать только рекомендательным действием. Никто кроме суда, да и то далеко не всегда, не может заставить местным барыг выполнять свои обязательства. А предложение жалобваться в АКИТ выглядит форменным издевательством и глумлением.
…Несмотря на общий спад экономики, число покупок, сделанных в интернет-магазинах увеличивается. На данный момент доля e-commerce в ритейле России составляет 4%. Конечно, по сравнению с США или Великобританией, где количество товаров, купленных он-лайн, достигает 10 и 12 процентов соответственно, эта цифра невелика, но она постоянно растет.
Примечательно, что львиную долю приобретений соотечественники совершают в импортных магазинах — таких как Aliexpress, JD, eBay, Amazon. Причин этому много, и одна из них — возможность разрешения конфликтных ситуаций между продавцами и покупателями при посредничестве представителей ресурсов. Например, на eBay существует «Центр разрешения конфликтов», на Aliexpress раздел «Защита покупателя».
Количество внутренних он-лайн заказов на российском рынке в 2015 году упало на 17%, зато количество отправлений из-за границы выросло на 75%.
Недавно Минэкономразвития РФ выступило с инициативой создания отдельной площадки для урегулирования торговых споров между потребителями и интернет-ритейлерами во внесудебном порядке. За помощью в разработке сервиса представители Министерства обратилось в профильные организации, занимающиеся защитой потребителей и развитием интернет-торговли. Как говорится в пресс-релизе министерства:
«Внедрение процедуры будет способствовать повышению уровня защиты прав и интересов потребителей, а также снижению нагрузки на судебную систему. Прорабатываемый механизм рассматривается как альтернативный судебному порядку (но, не подменяя его). Принятие решений по жалобе во внесудебном порядке должно быть оперативным и незатратным для потребителя».
Аналогичная платформа с февраля этого года существует в Европе. Принцип действия прост. Зарегистрированный пользователь он-лайн оставляет жалобу на неудовлетворительную работу интернет-магазина с приложением всех необходимых документов. После получения претензии, определяется организация, обязанная проверить информацию и вынести решение по делу в течении 90 дней. Рассматриваются в таком порядке споры, размеры претензий по которым не превышают 2000 евро.
В России на данный момент существует несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации, связанной с он-лайн торговлей. Самый простой — решение спора между покупателем и продавцом напрямую, без привлечения посредников. Если уладить дело мирным путем не получается, покупатель может обратиться в Роспотребнадзор и в суд, однако на практике это связано с огромным количеством бумажной волокиты и длительным ожиданием. Третий вариант предлагает Ассоциация компаний интернет торговли. Правда, работает он только в случае, если продавец является ее членом.
Почему покупать в российских он-лайн магазинах скоро станет выгоднее?
Александр Логунов, руководитель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет торговли:
«Уже более двух лет любой покупатель, недовольный услугой, оказанной ему он-лайн продавцом, может обратиться в «АКИТ» с жалобой. Как правило, если все необходимые документы в наличии, рассмотрение занимает 3 дня. В случаях, когда возникает необходимость в дополнительных мероприятиях — например, экспертизе, срок несколько увеличивается. Если решение принимается в пользу потребителя, то, интернет-ресурс, возмещает нанесенный ущерб. Подать претензию можно на любую компанию, входящую в ассоциацию, а это порядка 40% всех российских он-лайн магазинов. Нам кажется вполне реальным организовать подобный сервис во всероссийском масштабе при поддержке Роспотребнадзора».
Если инициатива Минэкономразвития воплотится в реальную действия, это, безусловно, сыграет на руку потребителям, сделает он-лайн шопинг на российских площадках более привлекательным и снизит потенциальные риски. Однако, по мнению юристов, существуют и подводные камни, на которые стоит обратить внимание.
Почему покупать в российских он-лайн магазинах скоро станет выгоднее?
Игорь Доренков, начальник юридического отдела РОО ОЗПП «Росконтроль»:
«Появление такой платформы в России существенно снизило бы нагрузку на суды и упростило бы для граждан процедуру решения споров. Однако стоит отметить, что без внесения существенных изменений в законодательство, решения подобного независимого арбитра могут носить сугубо рекомендательный характер»…
Оригинал статьи http://t-itanium.livejournal.com/2140334.html