Черный валютный рынок, некогда расцветавший в Азербайджане, кажется, вновь набирает обороты. Благодаря росту золотовалютных резервов за счет нефтедолларов Центробанк страны в свое время, казалось бы, полностью решил проблему обеспечения потребностей населения в иностранной валюте, затрачивая на это миллиарды долларов ежегодно. В стране, словно грибы после дождя, росла сеть обменных пунктов, не оставляя места отдельным частным менялам, ареал которых сузился до нескольких точек в столице. Теперь же пошел обратный процесс.
Местные СМИ уже давно сообщают, что оживление черного рынка наблюдается на фоне неудовлетворения Центробанком и Госнефтефондом потребностей коммерческих банков в валюте. Первый из них еще в конце прошлого года отказался от этой функции, пустив манат в свободное плавание. А фонд в плановом порядке продает на аукционах Цетробанка доллары для осуществления трансфертов в бюджет.
Но объемы выставляемых на продажу долларов все меньше и меньше удовлетворяют потребности банков, что в конечном итоге означает, что спрос на доллары на нашем рынке намного превышает предложение. Так, только 18 августа Госнефтефонд продал 28 банкам 50 млн. долларов. И хотя объемы реального спроса на валюту при этом не указывались, но в СМИ просочилась информация из банковских кругов о том, что в этот день был зафиксирован рекордный спрос на сумму 700 млн. долларов.
То есть, спрос превысил предложение в целых 14 раз! И неспроста уже на следующий день на «черном рынке» доллар продавался по курсу 1,6850 — 1,6855 маната при официальном куре Центробанка в 1,6204 маната. И что интересно, при этом СМИ указывают, что финансовые структуры сами являются не только основным поставщиком валюты на «черный рынок» — продавцами выступают сотрудники тех же банков. При этом каждый банк по своему еще ограничивает реализацию валюты в одни руки — от 100 до 500 долларов или евро. Именно последний фактор наряду с закрытием пунктов обмена валюты и является, по мнению экспертов, основной причиной возрождения «черного рынка».
Да, тревожная ситуация складывается на рынке, она требует оперативного вмешательства регулирующих органов. Но вот с регулирующими органами как раз не все ясно. Центробанк, как мы уже отмечали выше, как бы самоустранился от поддержки кура маната, перейдя на политику свободного курса. А Палата надзора над финансовыми рынками, которой переданы основные функции регулятора, еще не может нащупать пульс финансового, в том числе и валютного рынка страны.
Это продемонстрировала и последняя (она же и первая) встреча председателя совета директоров Палаты Руфата Асланлы с акционерами и руководителями местных коммерческих банков. Встреча, состоявшаяся по инициативе Ассоциации банков Азербайджана, выявила много факторов, приведших к развалу системы, но ответов на поставленные вопросы не дала. Единственным положительным итогом выяснения отношений стала констатация необходимости проведения таких встреч регулярно.
Да, Палата финнадзора пока так и не смогла полностью взять на себя функции регулятора в полном смысле этого слова. Об этом открыто говорят все эксперты и СМИ.
Правда, Палата выразила готовность обсудить с банками их тактические планы, чтобы в случае необходимости помочь устранить возможные проблемы. В последнее время она приступила и к реальным мерам для оказания банкам различной помощи.
Регулятор проводит диагностику банков для оценки работ по восстановлению качества их активов и ликвидной позиции, а также уточнения хода реализации планов по капитализации, разработана индивидуальная программа для каждого банка страны по усилению его финансовой устойчивости. Но положительных сдвигов в банковско-финансовой системе так и не видно, хотя сам Руфат Асланлы ранее отмечал: диагностика показала, что в банковском секторе нет таких резких фундаментальных проблем, которые могли бы беспокоить общественность.
Палата, безусловно, в курсе многих проблем, о которых мы даже не слыхали. И если он говорит об отсутствии фундаментальных проблем, значит, так оно и есть. Но как же тогда понять, почему в стране деградирует банковская система, неуклонно падает качество банковских услуг.
Дошло до того, что практически утрачен свободный доступ потребителей к таким элементарным операциям, как обмен валюты и денежные переводы. Дисбаланс на валютном рынке, практически нулевой спрос на банковские кредиты и другие показатели ясно говорят о кризисе в банковской системе. А тот факт, что банки согласны на закрытие, но не на консолидацию и трансформацию, также говорят об отсутствии экономических условий для качественного преображения банковского сектора.
Отметим, что банковская система по всем признакам втягивается в новый виток валютного кризиса после девальваций прошлого года – валютный рынок остаётся разбалансированным с точки зрения соотношения спроса и предложения.
Спрос на банковские кредиты нулевой (расширение кредитного портфеля не превышает статистического роста за счёт переоценки валютных активов) и повышение учётной ставки Центрального банка до 9,5% не способствует его реанимации. Инвестиционные инструменты или отсутствуют, или их недостаточно. После двух волн закрытия банков в этом году процесс консолидации и трансформации банковской системы так и не был запущен, так как нет экономических условий для качественных преображений сектора. Более того, банковская система Азербайджана просто деградирует. Качество банковских услуг неуклонно падает – практически утрачен свободный доступ потребителей к таким элементарным операциям, как денежные переводы.
Да и о какой активности банковского сектора можно говорить, если сама же Палата ввела запрет на банковские ссуды в инвалюте, запретила финансово-кредитным структурам выдавать кредиты пенсионерам. Тем самым Палата как бы нанесла удар по потребительскому кредитованию, которое составляет 40% кредитного портфеля банков.
Тем временем и Центробанк старается всячески ограничивать доступ банков к национальной валюте, опасаясь того, что банки обменяют ее на доллары, что приведет к последующей потере собственных валютных резервов.
Правда, создаваемый ЦБА искусственный дефицит способствует поддержке курса маната. Вернее, Эльман Рустамов старается не допускать резкого спада курса маната.
Но предотвращая масштабную девальвацию, главный банкир страны тоже не может справиться с ползучей девальвацией, которая все больше и больше бросается в глаза. Не хочется предполагать, что такая ситуация на рынке кому-то может быть выгодна, но пока она будет сохраняться, черному рынку в Азербайджане процветать.
Источник: haqqin.az