Камолиддин Раббимов: «Ислам Каримов не подготовил себе преемника»

Камолиддин Раббимов: «Ислам Каримов не подготовил себе преемника»

29.08.2016 14:35
5297
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Информация о том, что 78-летний президент Узбекистана Ислам Каримов находится на стационарном лечении, произвела эффект разорвавшейся бомбы. По информации узбекского сайта Фергана.ру, И.Каримов перенес инсульт.

Ухудшение здоровья узбекского президента вновь актуализировало вопрос преемственности власти в Узбекистане. Кто станет преемником Каримова, какие изменения могут произойти в Узбекистане в случае ухода нынешнего президента? На эти и другие вопросы в интервьюhaqqin.az отвечает известный узбекский политолог Камолиддин Раббимов.

— Как информация об ухудшении здоровья Ислама Каримова может сказаться на внутриполитической ситуации в Узбекистане?

— Информация о болезни Ислама Каримова сама по себе является сенсацией. В истории независимого Узбекистана – за 27 лет нахождения у власти И.Каримова – официальный Ташкент никогда ранее ничего негативного о здоровье президента не сообщал. Иными словами, власти стремились создать представление о «крепком здоровье» И.Каримова.

Вчера официальные СМИ Узбекистана распространили очень короткую и сухую информацию: «Кабинет министров Республики Узбекистан сообщает, что президент Ислам Каримов находится на стационарном лечении. По мнению специалистов, необходимо полное медицинское обследование».

Здесь примечательно несколько факторов. Во-первых, общественность информирует Кабинет министров, а не, скажем, пресс-секретарь президента или одно из главных информационных агентств… Во-вторых, из сообщения вытекает, что власти не уверены в выздоровлении И.Каримова. Иначе, чтобы не допустить вакуума власти в общественном мнении, указали бы, что И.Каримов очень скоро выздоровеет.

Поэтому данное сообщение указывает на чрезвычайность ситуации. Согласно имеющейся  информации, в Ташкенте силовые структуры приведены в усиленный режим, и этот режим отличается от обычного предпраздничного состояния усиленного контроля. Что касается поведения ключевых лиц в коридорах власти на фоне этого сообщения, думаю, процесс борьбы за власть уже запущен. Но это пока еще подковерный и непубличный процесс.

Представляется, что степень борьбы за власть будет обратно пропорциональна состоянию здоровья И.Каримова. Однако велика вероятность того, что И.Каримов уже не сможет вернуть себе бразды правления  и держать их так цепко, как раньше. Думаю, в данный момент – на фоне болезни И.Каримова – ключевые лица власти заняты мыслительными и реальными конструкциями союзов для объединения своих ресурсов, чтобы победить за власть и вынудить других отступать.

— Как вы считаете, успел ли Каримов определиться с преемником и кто им будет?

— И.Каримов не успел явно обозначить своего преемника. Он создал условия двум лицам, чтобы те смогли накопить необходимые ресурсы для прихода и удержания власти: набирать опыт администрирования в условиях Узбекистана, создавать большую команду, накоплять финансовые ресурсы… Речь идет о премьер-министре Шавкате Мирзияеве и его первом заместителе, министре финансов Рустаме Азимове.

Однако вот уже более десяти лет И.Каримов сохранял паритет властных полномочий и ресурсов между этими двумя возможными преемниками и до сих пор не нарушал этот паритет. Я всегда полагал, И.Каримов изменит этот паритет только тогда, когда посчитает, что настал момент для усиления одного и удаления другого. Но, похоже, И.Каримову не удастся изменить расстановку сил. Если все решится без его участия, то, скорее всего, шансов заполучить кресло президента Узбекистана больше у премьера – Шавката Мирзияева. Согласно всеобщим представлениям, премьер Ш.Мирзияев в самых доверительных отношениях с руководством СНБ, что немаловажно в условиях Узбекистана. Также Ш.Мирзияев несколько лет назад сватался с Алишером Усмановым – российским миллиардером. Это означает, что Москва больше на стороне Ш.Мирзияева.

Однако, если И.Каримов выздоровеет и будет способен влиять на расстановку сил во власти, то следует ожидать нарушения паритета между двумя возможными преемниками и перестройки вертикали власти.

— Странно, что среди перечисленных вами имен нет дочерей Ислама Каримова. С чем это связано?

— После того как Гульнара Каримова совершила ряд грубейших ошибок и стала уголовно разыскиваемой личностью сразу в шести странах (США, ЕС), а также уголовно осуждена внутри Узбекистана, она не имеет шансов стать преемником своего отца. Гульнара официально находится под  домашним арестом в Ташкенте. Младшая дочь президента, Лола, является представителем Узбекистана в ЮНЕСКО, и не имеет амбиций и ресурсов, чтобы стать президентом Узбекистана.

— Есть ли в Узбекистане оппозиция и как в целом изменится жизнь внутри страны после ухода Каримова?

— Оппозиционное движение и оппозиционная мысль в Узбекистане сильно маргинализированы. Оппозиционные лица и их объединения не имеют достаточных ресурсов, чтобы влиять на траекторию действий режима. Пока главным вопросом остается восстановление здоровья И.Каримова и его возвращение на свой пост. Другой, не менее интригующий вопрос: кто станет следующим президентом?

Информация о болезни И.Каримова у общественности будет вызывать, с одной стороны, крайний интерес, но, с другой стороны, общественность займет выжидательную позицию. Стоит подчеркнуть, что, кто бы там ни находился у верховной власти, принудительная природа реализации власти в Узбекистане еще долго будет сохраняться.

Источник: http://haqqin.az