В так называемом «свободном мире» человек может свободно высказать свое мнение только в том случае, если он уверен, что его никто не подслушивает. А быть уверенным в этом трудно, потому что потайной микрофон может быть установлен даже… в куске сахара. Публикуемая статья принадлежит известному американскому публицисту, автору книги «Голое общество», отрывки из которой были опубликованы в 13-м номере нашего журнала за этот год.
Американцы превратили технику подслушивания в настоящее искусство, все более популярное как в государственных учреждениях, так и в частных агентствах.
Посты подслушивания
Столь бурный расцвет техники подслушивания вызван, по-видимому, двумя факторами. Первый — усиление мер безопасности, особенно в последние годы. А второй — это стремление крупных деловых фирм и других организаций сделать отношения между людьми более объективными н менее подверженными обычным человеческим чувствам. К несчастью, действие этих факторов совпало по времени со значительным увеличением числа людей, которые специально обучались работе с аппаратурой наблюдения в учреждениях министерства обороны и органах поддержания порядка. Поэтому при наличии определенных мотивов и соответствующих условий злоупотребление подслушиванием стало, вероятно, неизбежным.
Ежедневно тысячи подслушивающих аппаратов передают содержание частных разговоров американских граждан. Федеральные органы безопасности имеют микрофоны, установленные в номерах отелей многих городов страны. Против агентов управления по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств было выдвинуто в судебном порядке обвинение в том, что при инспектировании заводов они, как правило, имеют при себе потайные магнитофоны. Полиция городов и штатов имеет «посты подслушивания» в своих помещениях и подслушивающие аппараты в комнатах для свиданий в тюрьмах.
Сотни деловых фирм охотно применяют скрытые микрофоны для того, чтобы добиться преимущества в конкурентной борьбе и укрепить свои позиции. Промышленники, выпускающие аппаратуру для подслушивания, постоянно рекламируют свои изделия на съездах «Американского общества индустриальной безопасности», где один из ораторов однажды заявил хвастливо, что «от этой техники невозможно скрыться». Консультанты фирм используют иногда аппараты подслушивания для проверки администрации и служащих. Они применяются для контроля за продавцами во время работы, а также для подслушивания разговоров в правлениях конкурирующих компаний.
В некоторых школах директор может нажать кнопку и услышать, что происходит в любом классе. В других случаях недовольные студенты из ультраправых групп приносят портативные магнитофоны в аудитории, чтобы собрать улики против «слишком либеральных», по их мнению, преподавателей. Как раз сейчас, вероятно, десятки политических деятелей пытаются подслушать то, что происходит в штаб- квартирах соперников на выборах (это достаточно часто делалось в прошлом), а сотни недовольных супругов будут прибегать к микрофонам, чтобы добыть улики, необходимые для развода или для обеспечения более благоприятных условий расторжения брака.
Аппаратура для подслушивания подвергается различной маскировке. Радиопередатчики выпускаются в виде кусков сахара, тюбиков губной помады или мягких на ощупь сигарет. Один из крупнейших предпринимателей продает картины в рамах, с обратной стороны которых в бумагу вклеены тончайшие передатчики, микрофоны и проволочные антенны. Если даже человек, купивший картину, заподозрит что-то и осмотрит ее с обеих сторон, он не увидит ничего необычного. Один администратор довольно крупной корпорации в нижней части Манхэттена, который по каким-то причинам решил узнать, о чем говорят в уборных его служащие-женщины, установил миниатюрные передатчики в пластмассовых роликах катушек туалетной бумаги.
Созданы микрофоны для установки в ножках письменных столов, а один предприниматель продает микрофоны, вмонтированные в резиновые коврики толщиною в четверть дюйма, которые легко подсунуть под дверь. Но, по-видимому, любимое место установки миниатюрных радиопередатчиков — это телефон. При так называемой трехканальной установке передатчик дает возможность подслушивать не только телефонные разговоры, но и то, о чем говорится в комнате, когда не используется телефон. Если же подслушивающий не может установить аппарат около своей жертвы, то он может воспользоваться направленным микрофоном, устанавливаемым на расстоянии до 150 метров.
Контршпионы
Развитие «внутреннего» шпионажа потребовало, естественно, соответствующих контрмер. Представитель лос-анжелосской компании, занимающейся вопросами «безопасности», заявляет, что «обследование ваших сокровенных помещений с точки зрения безопасности должно проводиться столь же регулярно, как и медицинские осмотры».
Среди других более обычных приборов, используемых «специалистами по контрразведке»,— электронные щетки, которые начинают звенеть рядом с потайным передатчиком; широкодиапазонный радиоприемник с частотной модуляцией, который подает сигнал обратной связи, когда он настроен на частоту подслушивающих передатчиков, и потайные «зонды», которые рекомендуются в тех случаях, когда есть основания полагать, что кто-то из присутствующих имеет при себе передатчик. Специалисты по контршпионажу берут обычно 25 долларов за обследование одной комнаты своими приборами и визуальный осмотр. «Бондуитт саунд инджиниринг компании оф Нью-Йорк сити» провела около 400 подобных осмотров и в 50 случаях обнаружила, что ведется подслушивание с помощью электронной техники.
Еще одно средство предосторожности — это «складные комнаты», которые можно быстро собрать, если нужно обсудить секретные вопросы. Такие комнаты со всех сторон имеют специальную защиту, а их конструкция позволяет легко осмотреть не только стены, но и потолок и пол. Сейчас ведутся работы над прибором, который можно будет устанавливать на потолке для создания вокруг людей, сидящих за столом совещаний, своеобразного «электронного конуса тишины». Однако для частного лица мало столку от всех этих защитных средств из-за их высокой стоимости.
В прошлом году член Верховного суда Уильям Дж. Бреннан назвал «абсолютно ненормальным» тот факт, что подслушивание с помощью электронной техники «совершенно не преследуется по федеральным законам». «Если наблюдение, осуществляемое правительственными органами с помощью электроники,— добавил он,— получит широкое распространение, то существует вполне реальная опасность, что мы превратимся в скрытных людей, мучимых кошмарами».
«Нью-Йорк Таймс»
«За рубежом», 1986 год