За рубежом. Другой взгляд на мир

Древние храмы над молодым морем

У подножия гигантских статуй Рамсеса II нагромождены штабеля труб, балок, ящиков.

Узкая полоска пляжа перед знаменитыми пещерными храмами Абу-Симбела пре­вратилась сейчас в строительную площадку. После многих споров и проектов, после шумной кампании ЮНЕСКО по сбору средств на пе­ренос древних памятников Нубии наконец перешли от слов к делу.

Летом прошлого года министр культуры ОАР Хатем объявил окончательное решение своего правительства. Был принят швед­ский проект спасения храмов Абу- Симбела от затопления. Широко известный итальянский проект, предполагавший подъем цельной скалы весом в 300 тысяч тонн на высоту 62 метра, не был принят из-за его дороговизны. Шведы предло­жили распилить залы храмов и гигантские статуи на тридцатитон­ные блоки и воссоздать из этих «кубиков» прославленный шедевр на незатопляемой береговой площадке. «Хирургический» вариант обойдется дешевле итальянского на 20 миллионов долларов.

Спустя несколько месяцев пра­вительство ОАР заключило кон­тракт с западногерманской строи­тельной фирмой «Хохтиф» на пе­реселение самого знаменитого пещерного храма, вырубленного три тысячи двести лет назад по приказу самого известного из фа­раонов — Рамсеса II.

Месяц назад мне посчастли­вилось добраться до Абу-Сим­бела, лежащего на левом берегу Нила, примерно в трехстах кило­метрах выше Асуана. Египетская туристская компания «Миср травел» закупила в Италии два суд­на на подводных крыльях. «Клео­патра» и «Нефертити» мчатся над рекой с шестидесятикилометровой скоростью, и вся поездка занимает теперь один день вместо шести до появления здесь этих экспрессов. Точнее говоря, занимала, ибо с перекрытием Нила и началом работ по переноске памятников с 30 апреля это место закрыто для посетителей.

Четыре  двадцатиметровых великана-близнеца видны далеко с реки. В серо-желтый об­рыв нубийских песчаников врезан бессмертный памятник мастерст­ву и трудолюбию безвестных ма­стеров из Фив. Здесь, в сердце Нубии, изваяния Рамсеса II должны были постоянно напоминать о силе фараона, о прочности его власти над завоеванными нубий­скими землями. В величавом молчании высились эти исполины над Нилом. Но эхо великих перемен на древней реке дошло и до дале­ких нубийских скал. Животворное море затопит в этих местах ниль­скую долину, чтобы дать воду и энергию 30 миллионам египтян.

У берега, чуть ниже храмов, на долгий срок встали пароходы «Джосер» и «Имхотеп». Они пре­вращены в плавучие дома для ин­женеров и техников. Рядом ог­ромная дюна, веками навеянная е распадке между скалами. Ярко-желтый бульдозер подрезает но­жом ее нависший над рекой край, и поток песка засыпает берег. Его разравнивают, сдвигают вдоль пля­жа, а все новые и новые струп сыплются сверху. Идет наращива­ние и расширение береговой полосы. Делается это затем, чтобы иметь площадку для возведения стальной шпунтовой стенки. Она оградит храмы от воды, когда осенью нынешнего года уровень реки повысится на 6—8 метров. Под защитой этой ограды и будут идти работы.

Сотню метров мы идем по бере­гу до первого храма богини Готар. На его фасаде, в вырубленных нишах, стоят во весь рост статуи Рамсеса II и его жены Нефертари. Входим в высокий, узкий проем. Первый зал — самый обширный. Его стены и квадратные колонны сплошь покрыты росписями и рельефами. Среди ритуальных изо­бражений богинь выделяются уди­вительно женственные, одухотво­ренные портреты Нефертари. Од­но из этих профильных изобра­жений давно стало символом древ­него Египта. В маленьком заднем алтарном зале сильно разрушенные статуи богов.

Обогнув выступ скалы, вы ока­зываетесь перед главным храмом Абу-Симбела, у ног сидящих ко­лоссов. Одна из статуй некогда обрушилась, и ее обломки валя­ются у входа. Однако сейчас, пре­жде чем вы достигнете его, надо преодолеть завалы из мешков с цементом, штабелей труб, армату­ры, ящиков с оборудованием. Трех­метровый цоколь весь в иерогли­фических надписях и рисунках. Многометровые процессии воинов и коленопреклоненных пленников украшают проход, ведущий к входу.

Фасад храма богини Готар. Справа — голова молодого Рамсеса — фрагмент из галереи чудесных скульптур, изваянных в скале.

Наверху, на тридцатиметровой высоте, гигантскими иероглифами высечено имя Рамсеса. Еще выше ряд вырезанных из камня гигант­ских обезьян-бабуинов. Операция переноса как раз и начнется с извлечения этого каменного стада обезьян с фронтона храма. Этими блоками завершится сборка па­мятника на новом месте.

Внутренние залы большого хра­ма по богатству скульптурой и украшению стен не уступают фа­саду. Панорамы площадью в де­сятки квадратных метров с пора­жающим мастерством раскрывают события шестидесятплетнего цар­ствования Рамсеса II. Преобладают сцены военных баталий, в коих гипертрофированная фигура фара­она занимает центральное место. Однако здесь изображены тысячи других лиц и предметов. На стенах храма вы видите буквально ил­люстрированную историю Египта 13-го века до нашей эры, В залах есть электрическое освещение, хо­тя и весьма скудное. Но главный осветительный эффект в храме Рамсеса создает само солнце. На восходе его лучи проникают сквозь анфиладу зал до самой зад­ней стены храма, освещая четыре алтарных скульптуры. При пере­носе он будет поставлен таким об­разом, чтобы эти ежедневные «ви­зиты» солнца к алтарю храма продолжались.

Кроме расширения пляжа, уже началась забивка шпунтов. По бокам от храмов выпили­ваются сохранившиеся на скалах древние изображения и надписи. Перед вами как бы возникают живые картины прошлого. Феллахи в длиннополых галабеях кирками вырубают каменные блоки. С по­мощью досок и веревок оттаски­вают их к воде. Вероятно, так ра­ботали и древние египтяне.

Итак, судьба одного из наиболее выдающихся памятников древно­сти решена. Через несколько лет поток туристов вновь появится в Абу-Симбеле. Древний монумент будет стоять на берегу молодого моря. Правительство ОАР намере­вается превратить эго место в большой туристский центр. Пред­полагается построить отель, от­крыть музей древностей и мага­зин сувениров.

В. Коровиков, фото автора.

«За рубежом», 1986 год.