Узкая полоска пляжа перед знаменитыми пещерными храмами Абу-Симбела превратилась сейчас в строительную площадку. После многих споров и проектов, после шумной кампании ЮНЕСКО по сбору средств на перенос древних памятников Нубии наконец перешли от слов к делу.
Летом прошлого года министр культуры ОАР Хатем объявил окончательное решение своего правительства. Был принят шведский проект спасения храмов Абу- Симбела от затопления. Широко известный итальянский проект, предполагавший подъем цельной скалы весом в 300 тысяч тонн на высоту 62 метра, не был принят из-за его дороговизны. Шведы предложили распилить залы храмов и гигантские статуи на тридцатитонные блоки и воссоздать из этих «кубиков» прославленный шедевр на незатопляемой береговой площадке. «Хирургический» вариант обойдется дешевле итальянского на 20 миллионов долларов.
Спустя несколько месяцев правительство ОАР заключило контракт с западногерманской строительной фирмой «Хохтиф» на переселение самого знаменитого пещерного храма, вырубленного три тысячи двести лет назад по приказу самого известного из фараонов — Рамсеса II.
Месяц назад мне посчастливилось добраться до Абу-Симбела, лежащего на левом берегу Нила, примерно в трехстах километрах выше Асуана. Египетская туристская компания «Миср травел» закупила в Италии два судна на подводных крыльях. «Клеопатра» и «Нефертити» мчатся над рекой с шестидесятикилометровой скоростью, и вся поездка занимает теперь один день вместо шести до появления здесь этих экспрессов. Точнее говоря, занимала, ибо с перекрытием Нила и началом работ по переноске памятников с 30 апреля это место закрыто для посетителей.
Четыре двадцатиметровых великана-близнеца видны далеко с реки. В серо-желтый обрыв нубийских песчаников врезан бессмертный памятник мастерству и трудолюбию безвестных мастеров из Фив. Здесь, в сердце Нубии, изваяния Рамсеса II должны были постоянно напоминать о силе фараона, о прочности его власти над завоеванными нубийскими землями. В величавом молчании высились эти исполины над Нилом. Но эхо великих перемен на древней реке дошло и до далеких нубийских скал. Животворное море затопит в этих местах нильскую долину, чтобы дать воду и энергию 30 миллионам египтян.
У берега, чуть ниже храмов, на долгий срок встали пароходы «Джосер» и «Имхотеп». Они превращены в плавучие дома для инженеров и техников. Рядом огромная дюна, веками навеянная е распадке между скалами. Ярко-желтый бульдозер подрезает ножом ее нависший над рекой край, и поток песка засыпает берег. Его разравнивают, сдвигают вдоль пляжа, а все новые и новые струп сыплются сверху. Идет наращивание и расширение береговой полосы. Делается это затем, чтобы иметь площадку для возведения стальной шпунтовой стенки. Она оградит храмы от воды, когда осенью нынешнего года уровень реки повысится на 6—8 метров. Под защитой этой ограды и будут идти работы.
Сотню метров мы идем по берегу до первого храма богини Готар. На его фасаде, в вырубленных нишах, стоят во весь рост статуи Рамсеса II и его жены Нефертари. Входим в высокий, узкий проем. Первый зал — самый обширный. Его стены и квадратные колонны сплошь покрыты росписями и рельефами. Среди ритуальных изображений богинь выделяются удивительно женственные, одухотворенные портреты Нефертари. Одно из этих профильных изображений давно стало символом древнего Египта. В маленьком заднем алтарном зале сильно разрушенные статуи богов.
Обогнув выступ скалы, вы оказываетесь перед главным храмом Абу-Симбела, у ног сидящих колоссов. Одна из статуй некогда обрушилась, и ее обломки валяются у входа. Однако сейчас, прежде чем вы достигнете его, надо преодолеть завалы из мешков с цементом, штабелей труб, арматуры, ящиков с оборудованием. Трехметровый цоколь весь в иероглифических надписях и рисунках. Многометровые процессии воинов и коленопреклоненных пленников украшают проход, ведущий к входу.

Наверху, на тридцатиметровой высоте, гигантскими иероглифами высечено имя Рамсеса. Еще выше ряд вырезанных из камня гигантских обезьян-бабуинов. Операция переноса как раз и начнется с извлечения этого каменного стада обезьян с фронтона храма. Этими блоками завершится сборка памятника на новом месте.
Внутренние залы большого храма по богатству скульптурой и украшению стен не уступают фасаду. Панорамы площадью в десятки квадратных метров с поражающим мастерством раскрывают события шестидесятплетнего царствования Рамсеса II. Преобладают сцены военных баталий, в коих гипертрофированная фигура фараона занимает центральное место. Однако здесь изображены тысячи других лиц и предметов. На стенах храма вы видите буквально иллюстрированную историю Египта 13-го века до нашей эры, В залах есть электрическое освещение, хотя и весьма скудное. Но главный осветительный эффект в храме Рамсеса создает само солнце. На восходе его лучи проникают сквозь анфиладу зал до самой задней стены храма, освещая четыре алтарных скульптуры. При переносе он будет поставлен таким образом, чтобы эти ежедневные «визиты» солнца к алтарю храма продолжались.
Кроме расширения пляжа, уже началась забивка шпунтов. По бокам от храмов выпиливаются сохранившиеся на скалах древние изображения и надписи. Перед вами как бы возникают живые картины прошлого. Феллахи в длиннополых галабеях кирками вырубают каменные блоки. С помощью досок и веревок оттаскивают их к воде. Вероятно, так работали и древние египтяне.
Итак, судьба одного из наиболее выдающихся памятников древности решена. Через несколько лет поток туристов вновь появится в Абу-Симбеле. Древний монумент будет стоять на берегу молодого моря. Правительство ОАР намеревается превратить эго место в большой туристский центр. Предполагается построить отель, открыть музей древностей и магазин сувениров.
В. Коровиков, фото автора.
«За рубежом», 1986 год.