Все опытные водители знают, с какой ужасной силой клонит ко сну, когда вы устали за рулем. Тысячи водителей из-за этого попали в аварии и погибли. Тысячи других сумели вовремя открыть глаза и избежали гибели.
Специалисты из министерства транспорта попытались выяснить, что водители должны делать, чтобы оставаться бодрствующими во время длинного и монотонного пути.
Они, в частности, обнаружили, что когда вы устаете за рулем, ваш мозг испускает особые электрические импульсы, так
так называемые «альфа- волны», которые фактически являются волнами дремоты. Ваши веки тяжелеют, руки наливаются тяжестью, у вас может появиться желание управлять машиной одной рукой, лежащей на верхнем крае баранки.
Если вы при этом все же будете продолжать вести машину, возникнут новые мозговые волны. Ученые называют их «тэта-волнами». Они могут заставить вас заснуть.
В ходе дорожных испытаний на скоростной автостраде ученые установили следующее.
-После появления «волн дремоты» машиной управлять опасно.
-Следует опасаться вести машину без перерыва 2 или 3 часа.
-Не следует очень долго держаться рядом с шумными грузовиками. Их шум убаюкивает вас. Даже бодрствуя, вы можете ослабить контроль над машиной.
-Не следует полагаться на радиоприемник как на «раздражающий» фактор. Он также может усыпить вас.
-Старайтесь придумать себе какую-либо работу. Поднимайте и опускайте стекла.
Передвигайте вперед и назад сиденье.
-Попытайтесь вспомнить что-либо, волнующее вас.
Путешествуя по автодорогам, я обсудил выводы ученых с некоторыми лучшими американскими водителями грузовиков, совершающими длительные поездки, с людьми, для которых борьба со сном, можно сказать, является частью их работы. Они в общем согласились с выводами специалистов и добавили свой собственный перечень того, что следует и чего не следует делать во время долгой дороги. Опытные водители советуют:
-Останавливайтесь каждые два с половиной часа. Это правило является обязательным для многих водителей грузовиков. Совсем не обязательно есть на каждой остановке, достаточно остановиться, чтобы поболтать с другими водителями или проверить шины (менее опытным автомобилистам ученые рекомендуют делать остановки каждые 90 минут).
-Будьте настороже, если вы заметили, что ваше дыхание становится глубже и медленнее, если делаете глупые ошибки например, останавливаетесь при зеленом свете светофора.
-Если вы выпьете залпом чашку кофе, не думайте, что он надолго взбодрит вас. Многие водители грузовиков говорят, что кофе помогает только в течение нескольких минут.
-Не ешьте много на дорогу или в дороге: обильная еда клонит ко сну.
-«Попытайтесь вести машину таким образом, чтобы испытывать тряску. Я знаю, что она бодрит в полночь,— говорит Джон Маркович, который развозит продукцию между Скрэнтоном и Бостоном в штате Нью-Йорк.—Но когда я чувствую легкую усталость, я всегда останавливаю машину, вылезаю и бегаю трусцой».
-Не применяйте препаратов против сна Водители, которые используют их, наводят страх на других. «Мы называем их «полоумными гонщиками»..— говорит один опытный шофер.— Они страдают галлюцинациями. Им мерещатся вещи, которые не существуют».
Спиртные напитки, разумеется во всех случаях исключаются. И водители грузовиков и ученые считают, что они, помимо всего прочего, ликвидируют «предостерегающую водителя фазу дремоты», которая предшествует сну.
Пользуясь « НВП », что означает «намеченное время прибытия», многие водители разбивают свои рейсы на этапы, заранее устанавливая время прибытия в некоторые пункты. Затем они следят по часам, соблюдается ли этот график движения. Автомобилисты, чтобы сохранить бдительность, могут также «регистрировать каждый 15-й или 30-й километр. «Но никогда не считайте километровые столбы,— предупреждают опытные водители.—Это делает поездку бесконечной и может вызвать сонливость».
Помогают ли не заснуть пассажиры? Да, говорят шоферы, они помогают одним своим присутствием, даже если не говорят.
Практически все опытные водители согласны, что, когда очень хочется спать, остается лишь остановиться, выключить двигатель и вздремнуть. «После часового сна я могу ехать, сохраняя бдительность в течение 4 часов»,— говорит Лерой Смолл, один из опытнейших верителей в штате Коннектикут.
Е.Фэйлс
«Пэрейд», Вашингтон
«За рубежом» 1975 г