Премьер-министр Великобритании в своей твердости не уступит скале. И поэтому ни для кого не было неожиданностью ее решение покинуть ЮНЕСКО. М. Тэтчер абсолютно убеждена в том, что эта организация — «притон смутьянов из «третьего мира», пляшущих под дудку Москвы». При этом она, конечно, не вспоминает, что сама Великобритания и была инициатором создания ЮНЕСКО. Ну а помимо всего прочего, выход Англии из ЮНЕСКО был именно тем, что мечтали получить в Белом доме в качестве рождественского подарка. В канун 1984 года лидеры США и Великобритании встречались в Кэмп-Дэвиде. В тот раз Маргарет Тэтчер преподнесла своему закадычному другу четыре бутылки отборного виски. К новому 1986 году она припасла более существенное подношение.
Может создаться впечатление, будто английские консерваторы одержали победу над оппозицией. Но это не так. Возмущение выходом из ЮНЕСКО и тревога общественности за последствия такого шага оказались гораздо более глубокими, чем могли предположить тори.
Сторонники ЮНЕСКО создали комитет под председательством лорда Энналса. Он возглавляет Британскую ассоциацию содействия ООН и был уверен, что ему удастся склонить на свою сторону министерство иностранных дел. Британская комиссия по делам ЮНЕСКО — главный советник правительства по вопросам, связанным с этой организацией,— подавляющим большинством голосов приняла решение остаться в ЮНЕСКО. Аналогичную резолюцию принял и специальный комитет палаты общин английского парламента, председателем которого был, кстати, консерватор. В стране прошли митинги в поддержку ЮНЕСКО.
Все эти усилия были восприняты Тэтчер с высокомерным презрением. Лорд Энналс, который с горечью воспринял решение о выходе из ЮНЕСКО, считает, что Тэтчер пообещала американцам порвать с ЮНЕСКО еще полтора года назад. Случилось это во время визита одного высокопоставленного представителя государственного департамента США, развернувшего по прибытии в Лондон активную кампанию против членства Великобритании в ЮНЕСКО.
Убежденный противник выхода Великобритании из ЮНЕСКО Эдуард Гоф Уитлэм (один из самых опытных политических деятелей Австралии, бывший премьер-министр этой страны, а ныне представитель Австралии при ЮНЕСКО. — Ред.) считает, что Великобритания не вернется в ЮНЕСКО до тех пор, пока Маргарет Тэтчер будет стоять во главе правительства.
Но причина пессимистических прогнозов «солдат старой гвардии» заключается, конечно же, не в упрямстве английского премьер-министра, как это может показаться. Общественность все более и более приходит к выводу, что к власти в стране подбираются «новые правые» и их заокеанские наставники, торгующие в розницу идеологическим товаром «рейганизма». Достигнув большинства из своих целей в США, эти «коробейники» обратили внимание на Великобританию.
О существовании тайных связей писал в еженедельнике «Нью стейтсмен» бывший член парламента от лейбористской партии Кристофер Прайс. «Решение Великобритании выйти из ЮНЕСКО не имеет ничего общего с недостатками в работе этой организации или ее генерального директора, — подчеркивает он. — Оно было прямым следствием растущего сходства во взглядах и политических концепциях между «Фондом наследия» — наиболее могущественной сегодня лоббистской организацией «новых правых» в США в области культуры и идеологии – и его «деловыми партнерами» в Великобритании.
Другой представитель оппозиции, руководитель организации в защиту прав меньшинств Бен Уитайкер считает, что, «почувствовав вкус крови», «новые правые» уже наметили список своих будущих жертв в Организации Объединенных Наций. Среди них — Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Программа развития ООН.
Из многочисленных обвинений в адрес консерваторов одно — влияние американского «Фонда наследия» на формирование политики кабинета — заслуживает более серьезного разбора. Это обвинение основывается на фактах, приведенных Эдуардом Уитлэмом на встрече Британской ассоциации содействия ООН. Он обнародовал подробности визита в Лондон своего предшественника на посту австралийского представителя при ЮНЕСКО Оуэна Харриса. Как можно судить по его фамилии, он родился в Уэльсе. Но затем перебрался в Австралию и к моменту своего назначения в ЮНЕСКО в 1982 году получил австралийское гражданство. В 1984 году посетил Великобританию уже как сотрудник «Фонда наследия».
«Фонд наследия» — фантастически богатая и столь же реакционная группа давления. (Вряд ли ее можно назвать «мозговым центром» американских ультра, поскольку это определение подразумевает несколько большее количество серого вещества, чем то, которое можно найти в шикарных апартаментах «Фонда наследия», разместившегося в нескольких шагах от Капитолия.) Имея годовой доход в 11 миллионов долларов, «Фонд наследия» натаскивает конгресс и администрацию как преданных терьеров, готовых следовать по пятам за своим хозяином. По своему влиянию «Фонд» превзошел все другие организации подобного рода. Его представители не стесняются в выборе средств. Они забрасывают политиков и работников средств массовой информации подробными аналитическими обзорами текущей обстановки и готовыми рецептами для решения тех или иных проблем. Девиз «Фонда» — быстрота и натиск. У «Фонда» есть люди, готовые немедленно занять места в администрации. Память его компьютеров хранит имена журналистов и ораторов, готовых в любое время выступать на телевидении или на митинге по любому вопросу. Среди достижений, которыми «Фонд» особенно гордится, его президент Эд Фэлнер назвал решение США выйти из ЮНЕСКО, принятое на основании документов, подготовленных Оуэном Харрисом.
Неудивительно, что в Великобритании многие ошеломлены деятельностью «Фонда наследия». Очевидно и то, что приезд Харриса в Лондон в 1984 году в компании с тогдашней представительницей США при ЮНЕСКО Джин Джерард предопределил судьбу ЮНЕСКО в глазах английских консерваторов. Харрис давал в столице званые ужины, на которые приглашал высших руководителей средств массовой информации Великобритании. Результатом этих обедов стал неожиданный поток враждебных по отношению к ЮНЕСКО статей в английских газетах.
Меньше чем через месяц после бесед Харриса последовало первое официальное уведомление о выходе Великобритании из ЮНЕСКО. Так американским «коммивояжерам» из «Фонда наследия» за какие-то пять недель удалось добиться с помощью британской прессы и парламентских заднескамеечников радикального изменения политики Англии по отношению к организации ООН, занимающейся проблемами культуры и образования. Мало кто предполагал, что правительство страны так подвержено влиянию извне, а английская пресса столь продажна.
Великобритания в результате своего решения оказалась в еще большей изоляции на международной арене. Она продемонстрировала, что для нее интересы Вашингтона превыше интересов западноевропейского сообщества и стран, входящих в Британское Содружество Наций. Это, безусловно, скажется на ней самой.
Роберт Чешайр
«Обсервер», Лондон
«За рубежом» 1986 г