Как британский флот по приказу Черчилля расстрелял эскадру недавнего союзника.
3 июля 1940 года впервые со времен наполеоновских войн и адмирала Нельсона корабли британских и французских ВМС вступили в ожесточенную схватку друг с другом. Снаряды весом более тонны, выпущенные из английских орудий, вспарывали броню французских линкоров. Мирная гладь Средиземного моря вскипала гигантскими гейзерами, а синеву неба заволокло черным маслянистым дымом сражения.
Всего за несколько недель до этого французские и английские войска плечом к плечу сражались против армий Гитлера, вторгшихся во Францию. Теперь же самые мощные корабли королевских ВМС безжалостно расстреливали французские боевые корабли, укрывшиеся на военно-морской базе Мерс-эль-Кебир в Северной Африке.
Эта акция привела в ярость французов, обрадовала Гитлера, вызвала беспокойство в Англии и возмущение во многих странах мира и оказала ощутимое воздействие на ход второй мировой войны в Европе. Это был шаг, который Уинстон Черчилль, отдавший приказ о нападении, назвал «греческой трагедией», добавив: «Но никогда еще ни одно действие не было более необходимым для спасения Англии».
«Предательство вероломного Альбиона»
В сентябре 1939 года Англия и Франция объявили войну нацистской Германии, напавшей на Польшу. Затем последовали месяцы «странной войны» (по-французски «drole de guerre»; англо-американцы употребляли выражение «phony war» — «phony» — «поддельный, фальшивый, дутый, неискренний»; такое название получил начальный период — до мая 1940 года — второй мировой войны, когда правительства Франции и Великобритании, несмотря на объявление этими странами войны фашистской Германии, не вели активных боевых операций сухопутных сил на Западном фронте. — Ред.). 28 марта 1940 года английское и французское правительства подписали торжественное обязательство, что они не будут заключать сепаратный мир с Гитлером. 10 мая бронетанковые дивизии вермахта, разбив французские части у Седана (танковые дивизии прошли по дорогам Арденн беспрепятственно, захватили минированные, но не взорванные мосты на р. Мёз (Маас) и прорвали ослабленный фронт в его центре. — Ред.), устремились к Ла-Маншу, раскололи союзнические армии и прижали английские экспедиционные войска к морю. Эвакуация этих войск из Дюнкерка была расценена в Англии и США как чудо, но многим французам, в беспорядке откатывавшимся в глубь страны и вскоре капитулировавшим, она казалась актом исторического предательства со стороны вероломного Альбиона.
В середине июня премьер-министр Франции Поль Рейно обратился к Черчиллю с просьбой освободить его от принятого в марте обязательства не заключать сепаратного мира с Германией. 14 июня пал Париж. Двумя днями позже Черчилль, стремясь укрепить волю французов к сопротивлению, направил Рейно два драматических ответных послания, в которых излагались условия английского согласия и делалась попытка подбодрить французов. В первом Англия давала согласие на то, чтобы французское правительство выяснило у Германии условия перемирия, но только если, ни больше ни меньше, французский флот отправится в британские порты до исхода переговоров. Далее в послании подчеркивалась решимость Великобритании, несмотря на любые трудности, продолжать войну против Гитлера. В тот же день под давлением генерала де Голля, настаивавшего на необходимости какого-нибудь «драматического жеста», чтобы побудить Францию продолжать борьбу, Черчилль сделал историческое предложение о провозглашении «нерасторжимого союза» с Великобританией (согласно этому плану британского премьер-министра, предлагалось «слияние двух государств» и образование «единого военного кабинета» и единого парламента. — Ред.).
К этому времени французское правительство уже эвакуировалось в Бордо. Когда английские послания были переданы, премьер-министр Рейно находился в подавленном состоянии. Но послание Черчилля подбодрило его. Премьер ответил, что будет «бороться до конца».
Однако большинство других французских руководителей в Бордо встретили предложения Черчилля о «нерасторжимом союзе» с подозрением и враждебностью. В обстановке открыто пораженческих настроений 73-летний главнокомандующий французской армией генерал Вейган провозгласил, что в течение трех недель «Англии свернут шею, как цыпленку». Маршал Петэн заявил, что английское предложение равносильно «слиянию с трупом». Два первых послания Черчилля, в которых речь шла о французском флоте, так и не были рассмотрены разваливающимся правительством Рейно.
Судьба французских ВМС вызывает опасения
Вечером 16 июня Рейно подал в отставку, и маршал Петэн, 80-летний герой битвы под Верденом в 1916 году, возглавлявший группу пораженцев, сформировал новое правительство. На следующий день Черчилль возобновил свои требования, чтобы новое правительство Франции не сдавало противнику «великолепный французский флот». Но к этому времени в Бордо уже сложилось мнение, что отправка французских военных кораблей в Англию была бы бессмысленным шагом: если Англии в скором времени действительно «свернут шею», то французский флот в конечном счете все равно окажется в кармане у Гитлера.
18 июня первый лорд Адмиралтейства (военно-морской министр) Англии Александер и начальник штаба ВМС адмирал Дадли Паунд были срочно направлены во Францию для личной встречи с адмиралом Дарланом, главнокомандующим французским флотом. По Черчиллю, «они получили много торжественных заверений, что флоту никогда не будет позволено очутиться в руках немцев». Но, отмечает Черчилль, Дарлан не предпринял никаких мер с целью «вывести французские военные корабли за пределы досягаемости быстро приближавшихся немецких войск».
22 июня 1940 года Франция подписала перемирие с Германией в знаменитом железнодорожном вагоне-салоне, стоявшем в Компьенском лесу. (В этом вагоне 11 ноября 1918 года маршал Фош продиктовал условия перемирия побежденной Германии. — Ред.) В соответствии с перемирием Петэн согласился, что французский военный флот, за исключением той его части, которая будет сохранена для защиты французских интересов в ее колониальной империи, должен быть сосредоточен в портах и разоружен «под германским и итальянским контролем». В ходе англо-французских переговоров было сказано немало слов «о чести», однако, с точки зрения Лондона, Франция не сделала ничего, чтобы сдержать данное ею в марте торжественное обязательство или рассеять английские опасения о дальнейшей судьбе французского флота.
Насколько оправданными были опасения Англии?
В предвоенный период в основе строительства английского военно-морского флота лежал принцип «уровня двух держав», означавший, что английские ВМС должны по числу боевых единиц превосходить объединенную мощь военно-морских сил двух любых вероятных противников Великобритании. В 1940 году Великобритания все еще обладала самым крупным военно-морским флотом в мире. Но этот флот уже понес потери в ходе операций по охране конвоев в Северной Атлантике, в неудачной норвежской кампании и у Дюнкерка.
На бумаге английские ВМС имели ощутимый перевес по числу крупных кораблей: 11 линкоров, 3 линейных крейсера и пять линкоров в постройке, тогда как Германия располагала двумя «карманными линкорами», двумя линейными крейсерами новейшей постройки и строила еще два линкора.
Однако вступление Италии в войну в июне 1940 года серьезно изменило соотношение сил. Итальянцы располагали современным и быстроходным флотом, хотя боеспособность его была неизвестна (фактически итальянский флот оказался малоэффективным, однако предвидеть это было невозможно), и поэтому англичане были вынуждены держать в Средиземном море по меньшей мере шесть своих линкоров против шести итальянских. Для Тихого океана против Японии, которая, как ожидали, недолго останется нейтральной, англичанам выделить было нечего, а Лондон не был уверен, что военные корабли нейтральных Соединенных Штатов будут защищать ее владения и морские коммуникации в этом регионе.
Таким образом, для островной Великобритании с ее имперскими владениями, зависевшей от сохранения военно-морской мощи, переход французского флота в руки Германии был бы подлинной катастрофой. Франция имела четвертый по численности флот в мире. Он состоял из пяти старых линкоров, двух современных линейных крейсеров «Дюнкерк» и «Страсбург», способных противостоять германским линейным крейсерам «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и двух мощных линкоров «Жан Бар» и «Ришелье», постройка которых близилась к завершению, а также 18 крейсеров, двух авианосцев и значительного числа превосходных эсминцев.
Ключевую роль в командовании военно-морского флота Франции играл 58-летний адмирал Дарлан. Со времени встречи с ним в декабре 1939 года Черчилль считал его «одним из тех французов, которые ненавидят Англию», и никогда не доверял ему.
Сам Дарлан на встрече с двумя руководителями английского Адмиралтейства в Бордо 18 июня 1940 года дал обещание ни при каких обстоятельствах не передавать флот Германии.
Тем не менее статья 8 соглашения о перемирии вызвала у англичан самые серьезные опасения — особенно слова о разоружении флота «под немецким и итальянским контролем». Для англичан слово «контроль» означало, что Гитлер получал возможность распорядиться французскими кораблями по своему усмотрению.
Лондон предъявляет ультиматум
На заседании 24 июня английское правительство пришло к выводу, что «полагаться на оговорки, содержащиеся в этой статье, невозможно». Опасения Черчилля подогревались генералом Эдуардом Спирсом, специальным английским представителем во Франции, который прямо заявил, что, независимо от намерений Дарлана, если Гитлер захочет завладеть французскими кораблями, ему достаточно будет пригрозить сжечь Марсель. А если эта угроза не сработает, то предать огню Лион или пообещать уничтожить Париж, если его требования не будут удовлетворены. Учитывая прошлое вероломство Гитлера, это был веский аргумент. Французы были бы бессильны сдержать свое слово, даже если бы захотели. Доверие Черчилля к режиму Петэна было еще более подорвано, когда вопреки своим обещаниям французское правительство вернуло Германии четыреста пленных немецких летчиков, сбитых во время битвы за Францию. Их возвращение должно было усилить «люфтваффе» в предстоявшей битве за Англию.
Поскольку, по мнению Черчилля, условия германо-французского перемирия создали «смертельную опасность» для Великобритании, необходимо было предпринять немедленные контрмеры. Английская разведка считала, что Гитлер попытается начать вторжение в Англию 8 июля. До этой даты необходимо было решить вопрос о судьбе французского флота, чтобы иметь возможность сосредоточить английские военные корабли в водах метрополии. Решающее заседание британского кабинета министров состоялось 27 июни. К этому времени часть кораблей французского флота находилась в портах самой Франции, и предпринять что-либо против них было невозможно. Несколько кораблей оказались в английских портах, их можно было захватить силой, если команды отклонят английские условия. Недостроенные линейные корабли «Жан Вар» и «Ришелье» стояли соответственно в Касабланке и Дакаре, где их караулили английские военные корабли. Особой проблемы они не представляли. Сильная французская эскадра под командованием вице-адмирала Рене Годфруа базировалась в Александрии и находилась в оперативном подчинении английского адмирала Каннингхэма. Эти адмиралы поддерживали дружеские отношения. Вопреки приказу Дарлана о перебазировании эскадры в один из французских портов в Тунисе Годфруа согласился не выводить свои корабли из Александрии. (Эскадра фактически оставалась в Александрии до полной победы англо-американских экспедиционных сил в Северной Африке.) Главная угроза для Великобритании исходила из небольшой военно-морской базы Мерс-эль-Кебир на побережье Алжира западнее Орана. Здесь находилось сильное военно-морское соединение под командованием адмирала Жансуля. Адмирал Паунд предупредил Черчилля, что корабли Жансуля — в германских руках или самостоятельно — могут вынудить Англию уйти из Средиземного моря и тем самым создать угрозу возможности защитить Ближний Восток и вообще вести войну в Средиземноморье.
Ко 2 июля английское правительство направило адмиралу Жансулю четыре предложения на выбор:
- Увести корабли в английские порты и продолжать сражаться вместе с Англией;
- Направиться, имея на борту экипажи уменьшенного состава, в один из английских портов, откуда экипажи будут репатриированы;
- Направиться с экипажами уменьшенного состава в какой-либо французский порт в Вест-Индии, например на Мартинику, где корабли можно передать под охрану Соединенных Штатов до конца войны;
- Потопить свои корабли.
В случае отказа Жансуля принять одно из этих четырех предложений английскому военно-морскому флоту приказывалось уничтожить французские корабли, особенно «Дюнкерк» и «Страсбург», используя все имеющиеся средства. Этот «смертельный удар», как Черчилль назовет его позднее, был осуществлен по личному настоянию английского премьера вопреки сдержанному отношению к этому плану членов комитета начальников штабов. Они сомневались, что операция «Катапульта», как был закодирован этот план, увенчается полным успехом. Черчилль считал, что «на карту поставлено само существование Англии».
Проведение операции «Катапульта» было поручено соединению «Эйч (Н)» — ударной группировке, собранной в Гибралтаре. В ее состав входили новейший английский линейный крейсер «Худ» водоизмещением 42 тысячи тонн, два линкора «Резолюшн» и «Вэлиант», одиннадцать эсминцев и авианосец «Арк Ройял». Соединением командовал вице-адмирал Джеймс Сомервилл, получивший утром 1 июля приказ: «Быть готовым к “Катапульте” 3 июля».
Мысль о том, что им надо будет открыть огонь по французским кораблям, привела в ужас адмирала Сомервилла и всех его старших офицеров. Адмиралтейству было направлено альтернативное предложение пригласить французские корабли «выйти в море» и позволить «захватить себя соединением «Н». Сомервилл предупредил, что наступательная операция со стороны Англии «немедленно оттолкнет всех французов, где бы они ни находились, и превратит побежденного союзника в активного врага».
Учитывая смешанное со страхом почтение, с которым относились к Черчиллю в Адмиралтействе, это был весьма смелый шаг, и Сомервилл получил резкую отповедь.
Адмирал Жансуль тянет время
В полдень 2 июля соединение «Н» вышло из Гибралтара и направилось к Орану. На следующее утро Сомервилл послал на эсминце «Фоксхаунд» капитана Седрика Холланда к адмиралу Жансулю. Ранее 50-летний Холланд служил в Париже в качестве военно-морского атташе. Он свободно говорил по-французски, хорошо знал французский флот и был лично знаком с Жансулем. Весьма эмоциональный Холланд симпатизировал французам и тяжело переживал поражение Франции. Помимо всего прочего, у него были также серьезные сомнения относительно добропорядочности вверенной ему миссии и ее шансов на успех. Своей жене он доверительно сообщил, что адмирал Жансуль — «это дубоватый старый отставник».
Каким бы Жансуль ни был в свои 59 лет, он утверждал, что «настроен проанглийски на все сто процентов». Он был раздосадован тем, что Сомервилл, вместо того чтобы прибыть самому, прислал всего лишь капитана, и заявил, что слишком занят, чтобы принять Холланда. Его самолюбие задел также радиосигнал, переданный с эсминца, в котором говорилось, что «английский флот ждет в море у Орана, чтобы приветствовать вас».
Поскольку эсминец «Фоксхаунд» стоял на якоре у входа в Мерс-эль-Кебир, а французский флот находился в гавани, Жансуль послал в качестве своего представителя лейтенанта Бернара Дюфе, старого приятеля Холланда. Последний объяснил, что имеющееся послание может быть передано только лично французскому адмиралу. Жансуль ответил на это приказом «Фоксхаунду» «немедленно удалиться прочь». Холланд, сделав вид, что подчиняется приказу, быстро спустился в небольшую моторную лодку и на полной скорости направился к флагманскому кораблю Жансуля «Дюнкерк». Добиться личной встречи с адмиралом ему опять не удалось, но он продолжал упорствовать и все же сумел передать Жансулю английское послание с изложением условий. Эти условия тут же были переданы по радио Дарлану. Но при этом в своей радиограмме Жансуль опустил третий вариант — предложенную англичанами возможность направиться со своим флотом в Вест-Индию. Позднее, когда французские власти подвергли его суровой критике за это упущение, в объяснении Жансуля сквозила галльская гордость: он счел невозможным принять любые подобные предложения, находясь под прицелом английских орудий.
Пока велись переговоры, самолеты с авианосца «Арк Ройял» сбросили магнитные мины у побережья, чтобы помешать французскому флоту выйти из гавани, что, разумеется, не способствовало ходу переговоров.
До 3 июля, несмотря на капитуляцию Франции, жизнь на борту французских военных кораблей шла своим обычным чередом. Первым английскую эскадру увидел 26-летний Морис Путц, который проводил групповые спортивные занятия на высоком холме за Мерс-эль-Кебиром. С высоты холма они заметили приближающиеся с запада корабли и вскоре распознали знакомый силуэт «Худа», с которым многим французским кораблям довелось участвовать в совместных патрульных операциях в Атлантике. На борту «Дюнкерка» (где Холланд по-прежнему добивался личной встречи с Жансулем) многие члены экипажа пришли в ужас, когда по флоту был отдан приказ «приготовиться к бою». В ходе второй встречи Холланда с Дюфе был отдан приказ развести пары.
Время шло. На борту своего корабля Сомервилл разгадывал бесчисленные кроссворды, а старшие офицеры «Арк Ройял» играли в маджонг.
Около четырех часов дня Жансуль наконец согласился на встречу с Холландом. В течение полутора часов они вели переговоры в душной каюте. Вначале французский адмирал кипел от гнева, затем смягчился и стал разговаривать в более примирительном тоне. Он сообщил ему о полученном приказе Дарлана от 24 июня, в котором говорилось, что если какая-либо иностранная держава сделает попытку захватить французские корабли, то они должны без промедления либо уйти в Соединенные Штаты, либо потопить себя. С учетом имеющейся ныне информации можно, однако, предположить, что Жансуль скорее всего пытался выиграть время и, если повезет, дождаться наступления темноты, чтобы ускользнуть из гавани. Холланд, в частности, лишь в последний момент узнал, что Дарлан сразу же отдал приказ всем находящимся в Средиземном море французским кораблям идти к Жансулю. Этот зашифрованный приказ, перехваченный английским Адмиралтейством, побудил Черчилля передать окончательное распоряжение соединению «Н»: «Быстрее кончайте дело, иначе столкнетесь с подкреплениями».
В 5.15 Сомервилл направил Жансулю ультиматум, гласивший, что, если через пятнадцать минут одно из английских предложений не будет принято, «я должен буду потопить ваши корабли».
Когда Холланд покидал французский флагманский корабль, он услышал, как прозвучал сигнал боевой тревоги. Все корабли, казалось, готовились к выходу в море, тем не менее он отметил в своем рапорте: «Мало кто спешил занять места по боевому расписанию» — словно французы все еще не могли заставить себя поверить, что англичане от слов перейдут к делу.
Холланд на своей моторной лодке, рискуя жизнью, помчался к эсминцу «Фоксхаунд», который находился прямо на линии огня.
Корабли открывают огонь
Он успел удалиться на милю от Мерс-эль Кебира, когда в 5.54 Сомервилл, оттягивавший, насколько возможно, развязку, наконец отдал приказ открыть огонь.
С расстояния десяти миль — предел видимости — его линейные корабли выпустили тридцать шесть залпов из своих пятнадцатидюймовых орудий, снаряды весом в тонну каждый обрушились на французские корабли, вызвав страшные разрушения. Один из первых снарядов попал в «Дюнкерк», разрушил орудийную башню, уничтожил главный генератор и вывел из строя гидравлическую систему. Старый линкор «Бретань» загорелся от попаданий нескольких крупнокалиберных снарядов. В небо взметнулись огромные клубы дыма, затем корабль перевернулся. Свыше тысячи человек из его команды погибли. Другой старый линкор, «Прованс», превращенный в груду обломков, выбросился на берег. У эсминца «Могадор» прямым попаданием была оторвана корма. Но главная цель англичан — линейный крейсер «Страсбург» — осталась неповрежденной.
Французы открыли ответный огонь, но он был малоэффективен. Канониры не успели полностью приготовиться к бою и стреляли по движущимся целям, которые вскоре вышли из пределов досягаемости огня. Тем не менее осколками снарядов на «Худе» были ранены двое моряков, а снаряды береговых батарей начали подымать столбы воды в опасной близости от английских кораблей. В 6.04 минуты, менее чем через четверть часа сокрушительного огня, английские орудия смолкли. Приказ о прекращении огня частично был отдан по гуманным соображениям, а частично по техническим причинам: английские корабли, двигавшиеся в кильватерном строю мимо базы на запад, не могли более вести огонь по гавани, которую скрыли высокие прибрежные скалы.
Прокладывая себе путь среди обломков, укрытые пеленой дыма «Страсбург» и пять эсминцев на полной скорости вырвались из гавани, прошли над неудачно поставленными английскими минами и устремились в открытое море. Превосходно маневрируя, французский крейсер вскоре растворился в наступивших сумерках. Прошло добрых полчаса, прежде чем Сомервилл обнаружил его исчезновение. После захода солнца устаревшие самолеты-торпедоносцы «Сордфиш» были подняты с авианосца «Арк Ройял» в погоню, но безуспешно. На следующую ночь «Страсбург» прибыл в Тулон, где к нему присоединился десяток крейсеров и эсминцев из Алжира и Орана. Вскоре после этого адмирал Сомервилл отправил самолеты-торпедоносцы прикончить «Дюнкерк». Необходимости в этом не было. Торпедная атака привела лишь к новым тяжелым человеческим жертвам, так как от взрывов торпед детонировали глубинные бомбы на тральщике, помогавшем эвакуировать оставшихся на «Дюнкерке» членов команды.
Таким образом, операция «Катапульта», как и опасались ее критики, завершилась, по меньшей мере с чисто военно-морской точки зрения, лишь половинчатым успехом. Испытывая отвращение к этому, по его выражению, «грязному делу», адмирал Сомервилл в письме к жене писал: «Боюсь, что получу здоровую нахлобучку от Адмиралтейства за то, что позволил ускользнуть “Страсбургу”. Не удивлюсь, если меня после этого снимут с командования». Он также назвал это нападение «крупнейшей политической ошибкой нашего времени», будучи уверенным, что оно восстановит весь мир против Англии.
C целью повлиять на позиции США
В Лондоне Уинстон Черчилль изложил этот «прискорбный эпизод» молчащей палате общин. Он отдал должное мужеству французских моряков, но упорно отстаивал неизбежность этого «смертельного удара». Когда он закончил выступление, еще раз подчеркнув решимость Великобритании «вести войну с величайшей энергией», все члены палаты вскочили на ноги, долго и бурно выражая свое одобрение.
В Мерс-эль-Кебире адмирал Жансуль похоронил свыше 1200 офицеров и матросов, из которых 210 погибли на его флагманском корабле. Из ведущих персонажей этой трагедии Жансуль был предан забвению и не был реабилитирован ни вишистским правительством, ни послевоенной Францией. Адмирал Дарлан был убит в Алжире в декабре 1942 года молодым французским роялистом.
Из кораблей, участвовавших в этом сражении, могучий «Худ» взорвался и погиб почти со всем экипажем в бою с немецким линкором «Бисмарк» в мае 1941 года — снаряд попал в пороховой погреб. Авианосец «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подводной лодкой в ноябре 1941 года. Гордый «Страсбург», как почти и все другие французские корабли, ускользнувшие из Мерс-эль-Кебира, был затоплен своим экипажем в Тулоне, когда немецкие войска вторглись в «до этого не оккупированную» зону Франции в ноябре 1942 года.
С любой точки зрения «смертельный удар» в Мерс-эль-Кебире надолго омрачил англо-французские отношения. Можно ли было избежать его? Был ли он необходим?
В историческом плане наиболее важным последствием операции «Катапульта» было ее воздействие на Франклина Рузвельта и общественное мнение в США. В июле 1940 года призывы Черчилля к американцам оказывали на них ощутимое влияние, но Соединенные Штаты сомневались, что Великобритания захочет или сможет продолжать борьбу в одиночку. Одним из наиболее влиятельных (и красноречивых) скептиков, отрицательно оценивших способности Англии, был американский посол в Лондоне Джозеф П. Кеннеди. Поэтому, принимая решение потопить флот своего бывшего союзника, Черчилль, несомненно, учитывал воздействие своего шага на Америку. Недаром в своих мемуарах, говоря о Мерс-эль-Кебире, он указал: «Стало ясно, что английский военный кабинет ничего не боится и ни перед чем не остановится».
Несколько месяцев спустя Гарри Гопкинс, пользовавшийся полным доверием американского президента, сообщит, что это драматическое нападение на французский флот более всего убедило Рузвельта в решимости Черчилля (и Великобритании) продолжать войну.
Алистер Хорн, «Смитсониан», Вашингтон
«За рубежом», 1986 г.