Американского потребителя все чаще раздражают и вещи, которые он покупает, и люди, которые продают их.
Когда не хватает пуговиц на одежде, а изделия не соответствуют указанным размерам,— это еще полбеды. Хуже, когда оказываются оголенными провода с током почти смертельного напряжения, разболтана рулевая колонка в автомобиле, комнатные отопительные приборы начинают выделять угарный газ, а стиральная машина пытается оторвать случайно подставленные пальцы.
Жалобы потребителя чаще всего доходят лишь до компьютера — аппарата, который подсчитывает, анализирует, сопоставляет данные и… выбрасывает ответ, совершенно не относящийся к поставленной проблеме.
Бесчисленные случаи подобного рода специалисты объясняют «эрозией качества», которая затрагивает как продукты труда, так и сферу обслуживания в США. В Нью-Йорке продавцы одежды жалуются на частое отсутствие пуговиц, дефекты застежек-«молний» и перекошенные швы. В течение трех месяцев только один магазин вернул поставщику 16 тысяч забракованных костюмов.
Профессор из Хьюстона, например, заказал ковер — ему прислали совсем не тот. Он купил шкаф — его доставили в разобранном виде, причем некоторых стенок не хватило. Профессор снова отправился в тот же универмаг купить автопокрышки. Три из них оказались нормальными, но четвертая — с браком.
Администраторы крупных торговых компаний признают, что качество продаваемых товаров ниже уровня, на котором оно должно быть. Президент нью-йоркской компании «Абрахам энд Страус» Уолтер Ротшильд говорит: «Американская экономика не обеспечивает необходимого качества товаров». Джек Страус, бывший директор крупной нью-йоркской торговой фирмы «Мейси», сетует на качество обслуживания. «Продавцы даже в магазинах нашей компании не заинтересованы в привлечении потенциального покупателя»,— говорит он, подчеркивая, что руководство торговых фирм должно возродить «чувство персональной ответственности — неотъемлемую часть настоящего сервиса».
Редактор «Уолл-стрит джорнэл» Вермонт Ройстер считает, что проблема качества — это один из сигналов «социально-индустриальной» опасности. «Несмотря на то, что у нас делается большой упор на сервис, качество услуг все хуже и хуже, — отмечает он. — Это можно наблюдать везде, начиная от торговых лавок и кончая биржами».
Много нареканий вызывает автомобильная промышленность. Начиная с 1966 года на заводы Детройта было возвращено для устранения дефектов 3,5 миллиона автомобилей. Сотрудники «Союза потребителей» взяли наугад 32 автомобиля и в каждом нашли неисправность: протекали кузова, были вмятины на обтекателях, перекошены стекла и т. п.
У «Союза потребителей» есть серьезные претензии и к предприятиям, выпускающим цветные телевизоры. «Цветное телевидение улучшилось за последние пять лет, — заявляет представитель этой организации. — Но в телевизорах слишком часто что-нибудь ломается. Не успеешь привезти его домой, а он уже вышел из строя».
Профессор Чарльз Уитлоу из Южно-Калифорнийского университета объясняет «эрозию качества» тем, что промышленники и оптовики-коммерсанты заботятся лишь об одном — как увеличить свои доходы.
«Тайм», Нью-Йорк
«За рубежом», 1986 г.