На норвежско-советской границе вполне спокойно

На норвежско-советской границе вполне спокойно

06.08.2018 11:39
3426
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Норвежский офицер-пограничник Инге Торхауг показывает рукой на электростанцию, расположенную в не­скольких сотнях метров уже на совет­ской территории, и говорит: «Два на­ших наблюдательных пункта получают оттуда электроэнергию…»

Торхауг хитровато ухмыляется, по­ка его собеседники размышляют об иронии ситуации: норвежские военные форпосты зависят от поставок элек­троэнергии из СССР. Это, однако, лишь один из многих парадоксов нор­вежско-советской границы, где, как в арктическом оазисе, процветает какая- то «сюрреалистическая» форма раз­рядки.

«У нас на границе нет ничего дра­матического, — продолжает Торхауг, 60-летний офицер ВВС Норвегии, ко­торый ныне несет службу в частях по­граничной охраны. — Условия работы совсем не тяжелые».

Какие-либо драматические события редко случаются на этой границе меж­ду Востоком и Западом, протянувшей­ся по суровой местности на 122 мили. Здесь нет колючей проволоки, нет танков и боевой авиации, нет войск, до зубов вооруженных современной боевой техникой. Пограничный гарни­зон норвежской стороны — 550 чело­век. У Советского Союза солдат не­сколько больше. Однако численность северных оленей, бродящих по этим морозным просторам, значительно превышает число солдат и той и дру­гой стороны.

Пограничники обеих стран, кото­рым никогда не приходилось стрелять друг в друга, при встрече во время патрулирования вдоль границы отда­ют друг другу честь. Однако дозоры здесь нерегулярны, а официальный пункт пересечения границы не охра­няется. Стоит лишь лаконичный ука­затель с надписью «Советский Союз»,  да укреплен плакат с просьбой к ту­ристам: «Воздержаться от фотографи­рования».

Несмотря на то что недалеко рас­положена советская военная база, об­становка на границе настолько спо­койная, что один норвежец из мест­ных жителей умудрился спилить со­ветский  деревянный пограничный столб «на сувенир». «Чокнутый», — говорит Торхауг. Тот норвежец тор­жествующе увез столб в Осло, но за свою выходку получил 90 дней тюрь­мы.

Для офицера Торхауга подобные со­бытия — крупный пограничный инци­дент. Кроме переговоров о возвраще­нии перешедших границу норвежских оленей, делать здесь особенно нечего. Иногда он даже направляется после обеда на охоту.

Торхауг увлечен историей и готов прочитать пространную лекцию о нор­вежско-русских отношениях. Обычно дважды в месяц он встречается с на­чальником советской погранзаставы для переговоров. Они проходят попе­ременно то на советской, то на нор­вежской стороне. Обычно обсуждают­ся мелкие проблемы вроде ремонта пограничных знаков после суровой зи­мы или возвращения затерявшихся оленей. Какие-либо подлинно погра­ничные инциденты случаются редко. Но есть и «деликатные» проблемы. Куры, например. Стайка этих птиц од­нажды перепорхнула в СССР, и там их съели. Норвежцы потребовали ком­пенсацию, и лишь после продолжи­тельных — по здешним меркам — пе­реговоров русские согласились упла­тить по 20 норвежских крон за каж­дую съеденную птицу.

По завершении периодических ут­ренних встреч советская и норвежская делегации, обычно состоящие из четы­рех человек каждая, устраивают сов­местный обед, во время которого бесе­дуют о повседневной жизни, литерату­ре и общественных делах. «Мы, — го­ворит Торхауг, — стараемся не касать­ся политических и военных проблем».

С годами сформировалась традиция послеобеденных спортивных соревно­ваний, включающих, например, под­ледный лов, гонки на снегоходах и стрельбу. Когда на улице слишком холодно или когда люди устанут, все идут смотреть телевизор. Обычно про­исходит обмен маленькими сувенира­ми, а иногда стороны оказывают друг другу услуги. Недавно Торхауг пожа­ловался советскому коллеге, что в ок­руге не найдешь приличного портно­го, чтобы сшить костюм из купленного им в Осло, за 1240 миль отсюда, ма­териала. На следующей встрече на советской территории его ждала гото­вая к работе русская портниха.

В общем, атмосфера на норвежско-советской границе вполне спокойная…

«Интернэшнл Геральд Трибюн», Париж

«За рубежом», 1986 г.