В обмен на обещание вернуть Токио административные права на Окинаву Вашингтон заручился согласием на расширение американских баз в самой Японии, в частности на севере острова Хонсю.
Командир американской авиационной базы Мисава полковник Б. Хендерсон с гордостью объявил журналистам, что вверенный ему комплекс по своей мощности опережает все другие американские объекты на территории Японии и уступает разве лишь военным базам на Окинаве. Мисава, по его словам, превращается ныне в один из самых грозных плацдармов на Дальнем Востоке, тем более что именно здесь, в северной части Японии, дислоцируются американские подразделения, выводимые из Вьетнама.
17 марта на базу Мисава прибыло звено разведывательных самолетов RF-4C. Вскоре к этим четырем машинам прибавится целая эскадрилья в составе 18 таких же самолетов, а с ними около тысячи американцев — пилотов, техников и членов их семей. Кроме самолетов-разведчиков, на базе находятся три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-4D, которые способны нести ядерное оружие.
Не значит ли это, что на базе хранится ядерное оружие? Ведь еще в апреле 1962 года агентство Ассошиэйтед Пресс сообщало, как командующий военно-воздушными силами США на Тихом океане Донелл объявил на пресс-конференции в Канберре, что на американских базах в Японии, Южной Корее, на Окинаве и Филиппинах размещены самолеты с ядерным оружием. Тогда, правда, госдепартамент поспешил опровергнуть его заявление. Но японские военные эксперты усомнились в этом опровержении, считая, что большей веры заслуживали слова самого командующего, а не госдепартамента.
В 1962 году, когда в Мисаве появились первые сверхзвуковые истребители F-100, распространились слухи о том, что на этой базе в обстановке строгой секретности производится монтаж бомб. Каждая бомба состояла из трех частей. Две части хранились на складах, куда допускались лишь несколько человек, а третья привозилась, видимо, с Окинавы и охранялась еще строже, поскольку представляла собой ядерный заряд.
Самолеты типа «Фантом», стоящие на базе Мисава, оснащены, как видно, «противоядерной броней», защищающей экипаж от облучения при взрыве ядерной бомбы. На базе часто можно слышать и видеть на стенках и дверях ангаров слово «ядерный». Например, в комнате отдыха при штабе висят плакаты: «Ноль брака», «Ядерная безопасность». Специалисты, побывавшие на базе Мисава, обратили внимание на то, что там имеются специально огороженные участки, охраняемые сторожевыми собаками.
Тем не менее полковник Б. Хендерсон отрицает наличие ядерного оружия на базе. «Но я, — говорит он при этом, — не утверждаю, что самолеты не могут взять на борт ядерного оружия».
«Сюкан Асахи», Токио
«За рубежом», 1970