Стала известной одна из ревностно охранявшихся тайн католической церкви. Подобно монополиям, наживающимся на эксплуатации нищих рабочих-иммигрантов, церковь, как выяснилось, создала собственный рынок дешевых рабочих рук, прикрывая свои операции обманом и фарисейством.
«Дорогие мои младшие сестры. Ни за что не соглашайтесь на поездку в Европу. Мы попали здесь в западню. Если бы вы только видели, как разбухают от денег карманы наших наставников-иуд, которые нас предали! Только здесь мы смогли по-настоящему оценить, чего стоили их обещания».
Под этим письмом, написанным на языке малайалам, стоит дата 1 апреля 1970 года. Его сумела отправить в Индию, минуя внутреннюю цензуру, одна из послушниц итальянского монастыря.
В последние годы католические монастыри Западной Европы столкнулись с фактом сокращения числа молодых женщин, готовых посвятить себя служению церкви. В 1945 году во Франции 400 женских конгрегаций и 370 женских монастырей насчитывали 3158 монахинь и 4188 послушниц. Сегодня их соответственно 578 и 1227. Показательнее всего уход из лона церкви монахинь, уже давших обет. Вынужденные либо закрывать монастыри, либо искать послушниц в других краях, многие настоятельницы стали «набирать» монахинь далеко за пределами Европы, например, в беднейших районах азиатских стран.
Называют и еще одну причину, в силу которой западноевропейские монастыри решились на такую скандальную практику, как «покупка монахинь». Точно так же, как на всех стройках, дорожных и прочих работах самый тяжелый труд в европейских странах приходится на долю иммигрантов из стран Северной Африки, португальцев и испанцев, в монастырях теперь, видимо, считают удобным использовать для выполнения изнурительной и грязной работы послушниц из Азии.
Когда в печати появились первые сообщения об «охотниках за монашенками», Ватикан пытался замять скандал, но английская газета «Санди таймс» опубликовала подробную статью, в которой привела много неопровержимых фактов.
Большая приемная итальянского консульства в Бомбее. Здесь индийские девушки, предназначенные на «экспорт» в итальянские монастыри, получали въездные визы. Отсюда начиналось их долгое путешествие к «земле обетованной».
Мы беседуем с работниками консульства:
«Что это за девушки?»
«Трудно сказать. Мы их никогда не видели».
«Как так?»
«Видите ли, ни одна из них ни разу лично не обратилась за визой. Мы имели дело только с анкетами и фотографиями. Обычно такие документы мы получаем через туристские агентства с просьбой о въездных визах для учебы в религиозных школах. Визы выдавались сроком на три года, а о дальнейшей судьбе этих девушек нам ничего не было известно».
Итак, визы получены, и девушки доставляются в Бомбей, откуда вылетают в Рим. На аэродроме среди встречающих — священник, говорящий по-английски, и мать-настоятельница. Отсюда поезд увезет девушек в города с таинственными и странными названиями — Флоренция, Пиза, Генуя. И начнется тяжелый период «учебы» в холодных, полупустых монастырях.
«С нами обращались, как с невольницами»,— заявила одна из этих девушек, недавно сбежавшая из монастыря. — Нам пришлось столкнуться с самым тяжелым трудом. После девяти месяцев такой жизни мы, наконец, собравшись с духом, решили узнать, когда же нас пошлют учиться. Каково же было наше удивление, когда нам заявили, что ни о какой учебе не может быть речи. Но ведь дома нам говорили совсем иное. Тогда мы потребовали отпустить нас. Оказалось, что и этой возможности мы теперь лишены. Настоятельница нам заявила, что за каждую из нас монастырь выплатил миллион шестьсот тысяч лир, чтобы доставить из Индии в Италию».
Сколько таких девушек рассеяно по монастырям Европы! Некоторые из них, доведенные до отчаяния, готовы решиться на все, чтобы вырваться из ловушки, даже пойти продавать себя на улицу.
Поначалу, когда разразился скандал, Ватикан выступил с целой серией опровержений. Лишь после того, как факты торговли послушницами получили громкую огласку и были подкреплены неопровержимыми доказательствами, были назначены специальные комиссии для расследования.
Представители Ватикана назвали сообщения печати «излишне преувеличенными», но в частном порядке некоторые прелаты признают, что в вербовке и транспортировке девушек в Европу допущены «отдельные нарушения». Они же сообщили, что ввоз индийских послушниц был несколько месяцев назад приостановлен — до окончательного расследования обстоятельств этого дела Ватиканом.
Между тем пастор Хубер Дебатин, первый начавший ввозить индийских девушек в Западную Германию, уверен, что и дальше будет продолжать свою коммерческую деятельность. «Доставка девушек в ФРГ осуществляется и в настоящее время», — заявил он.
«Эуропео», Милан
«За рубежом», 1970