Диверсанты от евангелия

Диверсанты от евангелия

21.05.2019 17:41
3653
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В маленьком городке Риобамба, расположенном в эквадорских Андах, пять тысяч крестьян и индейцев провели марш в поддержку решения президента Рольдоса о выдворении из страны «Летнего лингвистического института» (миссионерская организация, контролируемая ЦРУ. — Ред.). Это произошло в 1981 году. Тогда же была разоблачена деятельность различных религиозных сект, в частности «Уорлд вижн», других американских учреждений и агентств.

 

«Рэнд корпорейшн» составляет картотеку на сторонников «теологии освобождения»…

Президент Эквадора Рольдос (на фото) погиб в авиационной катастрофе, происшедшей при таинственных обстоятельствах, вскоре после того как подписал декрет об изгнании «Летнего лингвистического института». Но, несмотря на все более многочисленные разоблачения со стороны организаций местного населения, новые «конкистадоры» от евангелия продолжают прибывать. С 1980 года 90 протестантских ассоциаций, евангелических церквей и сект официально наводнили Эквадор. В их числе и «Уорлд вижн».

В течение четырех веков католическая церковь редко выступала как церковь индейцев и бедняков: священники проповедовали повиновение власти, непротивление несправедливости. Разве мог Вашингтон рассчитывать на лучшего союзника?

Однако произошло немыслимое. Папа Иоанн XXIII направил католическую церковь на путь обновления, предоставив ей возможность «выйти из своих стен, из своего довольства и своих ложных проблем, войти в мир людей и вступить в борьбу за их мирское освобождение».

В США забеспокоились. И реакция не заставила себя долго ждать: сначала состоялся «дружественный визит» Нельсона Рокфеллера в Латинскую Америку. Затем «Рэнд корпорейшн» получила заказ на проведение углубленного исследования о положении католической церкви вообще, деятельности ее епископов, религиозных конгрегаций, священников и мирян.

В конце концов был выработан комплекс мер, направленных на то, чтобы охладить усилия этой рождающейся «церкви бедных». В 1970 году уже существовал «план Бансера», основанный на картотеке, составленной «Рэнд корпорейшн», который открывал возможности для преследования священников, епископов и монахов, признанных «опасными» в связи с тем, что они являлись сторонниками «теологии освобождения». Наконец, было принято решение об оказании содействия евангелистским группам для проникновения в среду индейского населения, более восприимчивого к их учению.

Обстановка в Эквадоре как раз подходила для этого. В результате проведения аграрной реформы, начатой в 1964 году, которая ломала извечную систему притеснений в деревне, путь был открыт. Международные агентства развития, общественные и политические движения, государство и церкви стали осыпать крестьян, сбитых с толку распадом традиционных порядков, громкими словами — «спасение», «революция», «прогресс».

Рядом с католической церковью, проводившей политику этнической и классовой дискриминации, протестантская церковь кажется более демократичной. Она вводит новые кодексы взаимоотношений, в которых отдается предпочтение отдельному человеку и восстанавливается человеческое достоинство местных жителей — индейцев, благодаря чему ее представителей охотно принимают. Пастор, живущий в общине, поддерживает со всеми почти родственные отношения, носит пончо, говорит на языке кечуа и этим внушает доверие.

Принимая протестантство, индейцы уже не чувствуют себя лишь пассивными зрителями, подавленными непонятным латинским языком богослужений: они впервые ощущают себя участниками какого-то спасительного ритуала. Но если в речах эти священники говорят о свободе, то лишь о свободе индивидуальной: об освобождении от греха, но только от греха в его индивидуальных рамках. Они не указывают, что если кража курицы — грех (а в некоторых случаях может и не быть грехом), то значительно более тяжким грехом является хищение природных богатств целого народа или даже группы народов.

По словам Бланки Чанкосо, исполнительного секретаря организации «Экуарунари» (национальное движение крестьян-индейцев Эквадора), «Уорлд вижн» начала работать в общинах главным образом после высылки из страны «Летнего лингвистического института» и в тех самых местах, где этот институт уже провел определенную работу. Кроме того, средства, которые в прошлом предназначались на деятельность института, теперь адресуются «Уорлд вижн».

 

«Сеют раздоры именем Христа»

Что же такое «Уорлд вижн»? Эта организация была создана в 1950 году пастором-евангелистом Бобом Пирсом для оказания помощи детям, осиротевшим в результате войны в Корее, и является организацией консерваторов и фундаменталистов со штаб-квартирой в Калифорнии. По словам ее руководителей, это «гуманитарная корпорация на службе бога; ее основные цели связаны с развитием общины, при особом внимании к детям». Располагая колоссальными денежными средствами, организация финансирует 2000 проектов в 85 странах «третьего мира».

«Уорлд вижн» проникла в Эквадор в 1978 году, когда финансировала проведение там встречи евангелических пасторов, но права юридического лица были признаны за ней лишь в 1980 году на пятилетний период. С самого начала ее деятельность была сконцентрирована в трех провинциях в Андах: Имбабура, Тунгурауа и Чимборасо, где она опиралась на протестантские церкви, обосновавшиеся в этом районе. Таким образом, перед индейцами появилась магическая организация, которая предлагала крупную финансовую поддержку в рекордно короткие сроки.

После того как благодаря этому подходы были открыты, «Уорлд вижн» приступает к укреплению своих связей, убеждая кого-либо из руководителей общины, уже являющегося приверженцем одной из разновидностей протестантской церкви, стать распорядителем средств. Новый руководитель в обмен на ежемесячное вознаграждение, которое превращает его в служа-щего организации, становится подлинным инструментом иностранного проникновения в страну и виновником волнений, без которых теперь в деревне не обойдется.

«План Падринос» приводит к появлению групп людей, которые теперь ждут улучшения своей участи, полагаясь только на «доброту» гринго.

Из-за применения принципа религиозной принадлежности при распределении помощи в общине происходят распри между протестантами и католиками. Теоретически проекты, осуществляемые «Уорлд вижн», предназначены для общины в целом, но на деле, как рассказал епископ Леонидас Проано, «посредники заявляют, что помощь получат лишь те, кто обратится в евангелическую веру». Поэтому внутренние раздоры, подозрительность, ревность, соперничество в результате таких действий обостряются. Жители деревни, в прошлом объединенные в одну семью, теперь уже не братья, у которых одни и те же проблемы и одна и та же бедность, а враги.

 

Подрывная деятельность под видом благотворительности

Можно назвать много индейских общин в Эквадоре, где ранее существовавшая натянутость отношений обострилась в результате появления там «Уорлд вижн» и произошел раскол. Так, ловко используя злоупотребления католической церкви, которая еще и поныне в некоторых местах позволяет своим представителям жить как князьям, евангелисты под видом критики внушают свои идеи. Они подталкивают своих новых последователей к отказу от их извечных традиций коллективизма, таких, например, как «минга» (обычай коллективного труда, распространенный среди жителей высокогорных плато в Андах) или ношение косы — символа единства индейских народов Северной и Южной Америки, запрещают им участвовать в деревенских традиционных праздниках — это якобы только «бесполезная трата денег».

Для широкой публики и государства «Уорлд вижн» выступает как открытое для всех объединение, готовое поддержать любую акцию, направленную на повышение благосостояния беднейших групп общества, но на практике оно поддерживает евангелистские группы в зависимости от их идеологической направленности. Еще во время войны во Вьетнаме организация обвинялась в том, что она регулярно поставляла американским секретным службам информацию о населении. Она была также изобличена в бывшей Камбодже, а затем в Сомали (были приведены доказательства, что 75 процентов ее программ в то время финансировались американским правительством) и в последнее время — в Центральной Америке.

Организация «Пакс Кристи», которой в 1981 году поручили провести исследование положения сальвадорских беженцев в Гондурасе, обнаружила там факты методического преследования и убийств, жертвами которых становились католики. Собранные ею многочисленные свидетельства доказывают тесное сотрудничество «Уорлд вижн»  с полицией. Многие сотрудники этой организации в прошлом работали на службу безопасности. Довольно часто имели место случаи исчезновения беженцев при содействии «Уорлд вижн». Как представляется, эта организация передала военным списки беженцев, дополненные информацией об их политических взглядах. По этим доносам были проведены многочисленные аресты.

С тех пор как «Уорлд вижн» обосновалась в Эквадоре, многие индейские общины выступали против этой организации. Ее деятельность приводит к тому, что их требования лишаются своего политического содержания, подрывается общественная солидарность и всякая перспектива союза с рабочими и другими слоями.

В иных местах деятельность католической «церкви бедных», направленная на создание первичных общин, наталкивается на отказ самих бедняков, поскольку в их среде уже обосновались евангелисты и распространили на всю округу свое финансовое влияние. Сознавая, какую угрозу несут эти «конкистадоры» для культурной и общественной целостности индейского народа, епископ Л. Проано, возглавляющий епархию Риобамба, ведет упорную борьбу против деятельности «Уорлд вижн», которая «сеет раздоры именем Христа».

Наконец, «Уорлд вижн» порождает конфликты в отношениях с государственными органами. Случается даже, что она срывает правительственные проекты, осуществление которых уже началось. Так, в общине Чаусан (кантон Гуамоте) Фонд сельского развития, созданный Центральным банком, организовал строительство небольшого предприятия по производству бетонных блоков, выделив на это 10 тысяч сукре. Прибыл представитель «Уорлд вижн» и предложил средства на строительство дома общинной управы, водопровода и прачечной — миллион сукре. Крестьяне разрушили строящееся предприятие, показав тем самым, что им встретились более щедрые благотворители.

…С момента марша в Риобамбе прошло пять лет. В течение этого времени «Уорлд вижн» продолжала расширять сферу своего действия, и еще две провинции — Пастаса и Гуаяс — были подчинены влиянию секты.

Выступая по радио, один из «братьев-евангелистов» недвусмысленно заявил: «В скором времени по крайней мере в нескольких странах Латинской Америки евангелисты будут составлять большинство, и, следовательно, необходимо предусмотреть, какого рода политика должна будет стать там господствующей…»

«Монд дипломатик»,  Париж
«За рубежом», 1986