Японцы стали новой силой в мире — вежливой, вкрадчивой, исполненной готовности оказать услугу. Эта сила воплощена в миллионах транзисторных приемников с безлико звучащими названиями, супертанкерах, бороздящих воды Индийского океана, платьях ярких расцветок на улицах мировых столиц. Японцев и их продукцию встретишь сейчас в любом уголке мира.
Эдвин Рейшауэр, бывший посол США в Японии, говорит о них так: «Япония достигла сейчас того, на что она не могла и надеяться в апогее своих военных успехов». Японцы не возражают против заявлений такого рода и воспринимают их как нечто должное и по праву принадлежащее стране, стремительно рвущейся вперед. «Десятилетие 70-х годов, — заявил премьер-министр Сато в парламенте, — станет временем, когда Япония обретет новую, небывало большую роль на международной арене».
Долгий путь
Лишенная большей части природных ресурсов, необходимых современной промышленности, Япония превратилась в мастерскую, обслуживающую весь мир. Она закупает сырье и продает промышленные товары в бесконечном и весьма прибыльном экономическом обороте. Сейчас японцев можно встретить везде. Они рыщут в песках пустынной Аравии в поисках нефти. Они продают складные горные лыжи в Австрии, электрические генераторы — заводам Детройта. Фехтующие длинными мечами самураи вытеснили американских ковбоев с телевизионных экранов Гонконга. Никто не удивится, если они начнут продавать уголь в Ньюкасле. Ведь продают же японцы фотокамеры и оптику в Западной Германии! А совсем недавно американские фирмы, производящие канцелярское оборудование, закупили в Японии 42 тысячи портативных электронно- вычислительных машин. В этом году официальный Токио с удовлетворением подвел итоги, оценив торговый оборот страны в 31 миллиард долларов, что составляет 20-процентный прирост по сравнению с предыдущим годом и дает превышение экспорта над импортом в 1 миллиард. Незаметно японская иена стала одной из самых прочных валют в мире.
Все это внушает самые серьезные опасения американским конкурентам Японии. «Когда мы, наконец, проснемся, — в ярости прорычал представитель американского нефтяного концерна в Джакарте, — и начнем присматривать за этим Восходящим Солнцем?» В значительной мере недовольство вызвано экономической тактикой японцев. Сейчас это уже не былые сетования на «дешевые подделки» высококачественных товаров, а злость на приемы торговли и ограничения, лишающие американских бизнесменов в Японии тех преимуществ, которыми японцы пользуются за рубежом. Однако истинную подоплеку недовольства составляет страх перед тем, какое применение найдет Япония своей возросшей мощи и заботе о престиже. Лишь одно поколение назад вооруженная до зубов и агрессивная Япония ринулась на завоевание «восточноазиатской сферы взаимного процветания» и пожала бурю, опустошившую этот район. Качнется ли маятник истории назад, к милитаризму? Рейшауэр — один из тех, кто утверждает обратное. Но даже он считает, что перевооружение страны неизбежно. В любом случае, полагает он, ее экономическое могущество должно обеспечить японской внешней политике более четкое и сильное звучание в ближайшие годы.
О Японии нередко говорят, что это не просто страна, а концерн «Япония инкорпорей тед», объединивший свои усилия для умножения могущества государства. «Режущие инструменты» неповторимой японской экономики — торговцы, инженеры, управляющие, дипломаты — укомплектовали штаты аванпостов японского бизнеса, разбросанных по сотням городов мира. Крупнейшее японское землячество обосновалось в Нью-Йорке, где 6 тысяч представителей торговых фирм деятельно сбывают японские товары.
Под крики «банзай!»
Отправляясь в свои 3-6-летние командировки в разные концы света, японские бизнесмены прощаются с Японией в токийском аэропорту Ханэда, где их провожают сотни коллег, размахивающих флагами и кричащих «банзай!». Их подвиги расписываются так, как если бы они совершались на поле боя, и выдающийся коммерсант может стать национальным героем.
Основа нынешней японской политики за рубежом — это осторожность, стремление соблюдать нейтралитет, не идти на конфликты и оставаться по возможности в тени. Это важно для Японии, желающей изменить к лучшему представление о себе в мире, где образ японца — жадного насильника-интервента еще не стерся из памяти людей. В не меньшей степени такая политика важна для японской дипломатии в целом.
Торговое наступление японцев достигло таких успехов, что Америка уже не может относиться к ним более с покровительственной усмешкой. Неторопливость, принятая у японцев при выработке решений, практически сводит к минимуму вероятность ошибки. Американцы учатся на ошибках; японцы учатся избегать их.
Представители торговых компаний за рубежом ведут жизнь отшельников в этих аванпостах японской коммерции. Их личная зарплата невысока, однако суммы представительских расходов, которыми они располагают, весьма значительны. Но какова бы ни была индивидуальная или коллективная цена, которую японцы платят за преуспеяние, концерн «Япония инкорпорейтед» исправно приносит дивиденды.
Экономисты предсказывают Японии 12-процентный экономический прирост в текущем году и превышение валовым национальным продуктом отметки в 200 миллиардов долларов — показатель, который они намерены учетверить в ближайшем десятилетии. Это внушает США самые серьезные опасения. «Еще десять лет, и они подомнут под себя всю американскую торговлю»,— говорит крупный коммерсант из Нью-Йорка, проведший полжизни в Азии. Видный американский бизнесмен сетует: «Японцы напирают на нас по всему миру. Где мы совершили ошибку?»
«Ньюсуик», Нью-Йорк
«За рубежом», 1970
Фото: Joe Haupt (CC BY-SA 2.0)