МАГИЯ ЯПОНСКОЙ ЖИВОПИСИ СУМИ-Э

МАГИЯ ЯПОНСКОЙ ЖИВОПИСИ СУМИ-Э

Ольга Куликова
20.03.2020 10:11
7462
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«Суми» по-японски значит «тушь», «э» значит «картина». Несложно догадаться, что суми-э – это живопись тушью. Незамысловатые на первый взгляд пейзажи, изображения предметов и животных, написанные за несколько минут кистью на рисовой бумаге. В чём их привлекательность?

Суми-э действительно пишутся стремительно. Всё дело в том, что тушь высыхает очень быстро, и у художника просто нет возможности что-то исправить. Поэтому каждое движение должно быть уверенным, продуманным и наполненным вдохновением. Это требует большой внутренней работы: прежде чем написать горный пейзаж, художник будет много дней подниматься на гору, созерцать природу, взращивать в себе чувство восхищения её мощью и красотой. Или же в молчании любоваться цветами сливы, думая о мимолётности красоты и совершенстве лепестков, прежде чем несколькими движениями изобразить их на бумаге. В этой живописи нет набросков и эскизов – вместо них духовная работа, которую мастер проделывает, прежде чем взяться за кисть. И отточенные до автоматизма движения, которые позволяют художнику не отвлекаться на технику, а концентрироваться на собственных ощущениях.

Задача суми-э в том, чтобы передать дух, сущность предмета, а второстепенные детали оставить в стороне. Этому помогает монохромный стиль, в котором пишутся работы. Но тушь – это не просто чёрный цвет. Это оттенки от угольного до бледно-серого, это тени, различная толщина линий и мазков, наложение нескольких слоёв… Благодаря этим разнообразным техникам рисунок приобретает объём и натуральность. Современные мастера иногда используют и лёгкие оттенки цвета, чтобы оживить рисунок. В этом случае цвет наносится очень осторожно, тонкими полупрозрачными мазками, чтобы не нарушить дух этой живописи – сочетание простоты, изящества и созерцательного начала.

Большую роль в суми-э играет оставленное пустым пространство. Холст практически никогда не заполняется рисунком полностью – художник обыгрывает пустоту, создавая картины, которые побуждают зрителя созерцать и размышлять. Эта живопись словно хайку – красота, недосказанность и пища для размышлений. К слову, старые мастера этого жанра, такие как Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, замечательно сочетали изобразительное искусство с поэтическим.

Ива опала

Ручей иссох

Голые камни…

 (Ёса Бусон, перевод В.Марковой)

Хайку Бусона, так же, как и его живопись, лаконичны и полны очарования.

Говорят, что манера суми-э индивидуальна как почерк – нет двух людей, которые пишут одинаково. Нет двух людей, которые одинаково изобразят одну и ту же сосну – каждый сделает это, пропустив рисунок через призму собственных ощущений.

По ссылке https://www.instagram.com/p/Bx1TuumICuX/ можно полюбоваться очаровательной живописью суми-э. Подчас сложно угадать,  какие из картин были написаны не одно столетие назад, а какие принадлежат кисти современных художников? Дело в том, что живопись суми-э, как и другие составляющие японской культуры, очень консервативна. Но именно в этом, наверное, и заключается её привлекательность для нашего стремительного, постоянно меняющегося современного мира.