Шеф-редактор zarubejom.ru Елена Куриленко побывала в городе и оценила его перспективы в этой борьбе.
Власти Екатеринбурга, подав заявку на проведение ЭКСПО, взвалили на себя дополнительный груз ответственности: в 2018 году город, напомним, примет часть матчей Чемпионата мира по футболу. Подготовка к ЧМ уже началась, теперь к ней добавится и подготовка к выставке.
Проект выставки «Глобальный разум: будущее глобализации и ее влияние на наш мир», представленный в ноябре прошлого года в Париже, обладает федеральным статусом – поскольку ЭКСПО 2020 в Екатеринбурге может стать первой Всемирной выставкой, которая пройдет на территории России. Ожидается, что в ЭКСПО примут участие 150 стран, а приблизительное число посетителей оценивается в 12 млн человек.
О конкурентах – а это Сан-Паулу (Бразилия), Дубай (ОАЭ), Измир (Турция) и Аюттхая (Таиланд) – в Екатеринбурге говорят либо хорошо (но мало), либо никак. Все настроены только на победу, и предпосылки для нее есть. Одним из плюсов города, в том числе при прохождении «внутрироссийского конкурса» на право принять ЭКСПО, стал его предыдущий опыт организации крупных международных мероприятий. В 2009 году в Екатеринбурге прошли саммиты стран БРИКС и ШОС, в 2010-м – встреча лидеров России и Германии в рамках двустороннего форума «Петербургский диалог». Кроме того, с 2010 года Екатеринбург проводит международную промышленную выставку ИННОПРОМ.
Знакомство с Екатеринбургом, одним из крупнейших промышленных центров страны, входящим в знаменитый «хребет России», начинается в аэропорту «Кольцово», где только что завершился первый этап реконструкции (только на терминал внутренних линий был израсходован 1 млрд руб.). Аэропорт уже сегодня занимает пятое место в рейтинге российских аэропортов по числу обслуживаемых пассажиров и располагает двумя взлетно- посадочными полосами, способными принимать все типы воздушных судов. Учитывая масштаб уже произведенной реконструкции, можно прогнозировать, что «Кольцово» будет готово к массовому заезду иностранных гостей задолго до начала соревнований 2018 года, не говоря уже об ЭКСПО 2020.
Разумеется, одним аэропортом тут не обойтись: необходимо развивать гостиничную и спортивную инфраструктуру города, готовить англоговорящий персонал, ремонтировать старые и строить новые дороги. Есть, впрочем, и другая сторона вопроса: известно, что после проведения крупных международных мероприятий почти все страны-хозяева сталкиваются с проблемой заполнения отстроенных площадей и включения их в городскую инфраструктуру с учетом потребностей местных жителей. Власти Екатеринбурга уверяют, что уже сегодня, на этапе борьбы за право проведения выставки, у них существует концепция того, что будет на месте комплекса ЭКСПО 2020 после ее завершения. Кстати, надо заметить, что под этот комплекс планируется выделить участок площадью 400 га – больше было только у шанхайской выставки в 2010 году.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявляет, что в случае победы Екатеринбурга в борьбе за право проведения ЭКСПО 2020 город за семь лет изменится до неузнаваемости. Впрочем, победа эта важна не только для Екатеринбурга, но и для всей страны. Хотя бы потому, что, повторим, за всю историю ЭКСПО (а началась она в 1851 году) ни Российская империя, ни СССР, ни РФ у себя ее не принимали.