Твит: @BarackObama: «Еще четыре года». 6 ноября 2012 года
Почему важно: трогательная фотография в официальном микроблоге Барака Обамы появилась в день победы демократа на президентских выборах. Ровно год спустя у сообщения — около 800 000 «ретвитов» и около 300 000 «лайков»: статистика для Twitter рекордная. Обама всегда считался пионером продвижения в социальных медиа, но его емкая и умелая реакция на прошлогодний триумф превзошла все ожидания по количеству обратной связи от пользователей сервиса и стала образцом коммуникации политика со своим электоратом.
История вопроса: Twitter удобен для политиков и как формат общения с подписчиками-избирателями, и как площадка для агитации, и как платформа для отчета о своей деятельности. Выборы президента США в 2012 году стали самым популярным в истории сервиса событием: пользователи написали 20 млн «твитов» с хэштегом #election2012. Свои аккаунты в Twitter имеют многие известные политические деятели, от российского премьера Дмитрия Медведева и иранского президента Хассана Рухани до американского сенатора Джона Маккейна и петербургского депутата Виталия Милонова.
Впрочем, стремление быть прогрессивным пользователем социальных медиа не всегда идет во благо. Любая, даже случайная ошибка политика в Twitter приобретает широкий резонанс и нередко больно бьет по репутации. Например, выложив в микроблог знаменитое фото «кремлевского червяка», губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин моментально удостоился от президентской администрации упреков в «слабоумии». А американский конгрессмен Энтони Вайнер фактически разрушил собственную карьеру, случайно опубликовав в Twitter пикантные фото, которые планировал отправить «подруге по переписке».
Твит: @justinbieber: «Покойся с миром, Аваланна. я люблю тебя». 26 сентября 2012 года
Почему важно: сообщение в память об Аваланне Рут, погибшей от редкой формы рака шестилетней девочке, собрало в аккаунте Джастина Бибера максимальное количество «ретвитов». Свыше 275 000 пользователей в знак солидарности с канадским певцом разместили этот «твит» в своих аккаунтах. Трагическое событие превратилось в символ успешной коммуникации звезд и поклонников посредством Twitter.
История вопроса: как пишет в своей статей forbes.ru, микроблоги поп-исполнителей вызывают у пользователей Twitter особый интерес. Долгое время по числу подписчиков в Twitter лидировала Леди Гага, позднее ее обошел кумир подростков Бибер, а сегодня всех опережает певица Кэти Перри с 46,7 млн «фолловеров». В топ-10 самых популярных аккаунтов также входят записи Тейлор Свифт, Бритни Спирс, Рианны и Джастина Тимберлейка. Появление микроблога у очередной звезды всегда вызывает всплеск интереса к сервису и оставляет важный для продвижения Twitter медийный след. В Книгу рекордов Гиннесса вошло достижение актера Чарли Шина — самое быстрое взятие планки в 1 млн подписчиков в Twitter (на рекорд у Шина ушел один день).
Слабых мест в использовании звездами Twitter практически нет — активное ведение микроблогов выгодно как самим знаменитостям, так и сервису. Главной проблемой, как и в случае с политиками, остаются репутационные риски. Например, американский дизайнер Кеннет Коул дважды неуклюже пытался рекламировать свой бренд на фоне массовых протестов в Сирии и Египте, а светский миллиардер Дональд Трамп был раскритикован пользователями за попытку выяснить гражданство Барака Обамы в разгар борьбы с последствиями урагана «Сэнди».
Твит: @AP: «Срочно: два взрыва в Белом доме, Барак Обама ранен». 23 апреля 2013 года
Почему важно: взлом аккаунта ведущего мирового информагентства (2,6 млн подписчиков) и размещение фейковой новости про теракт в Вашингтоне моментально обрушили индекс S&P на 0,9% (или примерно $130 млрд), несмотря на оперативные опровержения от самого Associated Press и пресс-службы Белого дома. Потери рынок быстро отыграл, а ответственность за хакерскую атаку на себя взяли киберпреступники, лояльные режиму сирийского президента Башара Асада. Но кратковременная паника на Уолл-стрит и растерянность официальных лиц стали яркими символами степени доверия пользователей к информации в Twitter и влияния сервиса на информационное пространство.
История вопроса: хакерские атаки на популярные аккаунты и вбросы «липовых» информповодов — одна из ключевых примет времени, важный феномен экосистемы Twitter. Например, в августе 2013-го в нескольких аккаунтах РИА Новости появилась новость о смерти Михаила Горбачева, и опровергать дезинформацию пришлось самому первому президенту СССР. А 17 декабря 2009 года некая «Иранская киберармия» на время блокировала работу всего Twitter.
Твит: @jack: «просто разбираюсь с настройками моего твиттера». 21 марта 2006 года
Почему важно: историческое сообщение один из основателей Джек Дорси оставил еще на стадии тестирования настроек сервиса. На сегодня первый «твит» в открытом доступе набрал около 20 000 «репостов» и «лайков». Дебют Дорси — классическое по форме и характерное по содержанию сообщение для пионеров сервиса: на первых порах пользователи, среди которых преобладали сотрудники Twitter, профильные журналисты технологических СМИ и прочие обитатели Кремниевой долины, в основном описывали, что происходит с ними прямо сейчас.
История вопроса: Дорси немало способствовал росту популярности сервиса в самом начале пути и до сих пор обеспечивает стабильный интерес к компании, несмотря на то что большую часть времени уделяет другому своему проекту — платежной системе Square. Сооснователь Twitter с годами обзавелся статусом одного из ведущих визионеров индустрии (а заодно состоянием $1,3 млрд), сохраняя репутацию «рок-звезды» Кремниевой долины.
Twitter сегодня генерирует по 500 млн сообщений в сутки, аудитория сервиса выросла до 230 млн пользователей, а выручка — до $422 млн (первые три квартала 2013-го). После IPO компании придется решать проблему выхода в прибыль — пока Twitter развивается на фоне роста убытков (до $134 млн за тот же период).
Твит: @Astro_Mike: «С орбиты: запуск был потрясающим! Чувствую себя отлично, много работаю и наслаждаюсь фантастическими видами, приключение всей жизни началось!» 12 мая 2009 года
Почему важно: активный пользователь Twitter, астронавт НАСА Майк Массимино первым отправил «твит» с околоземной орбиты. Правда, посредником выступил Космический центр Джонсона, куда Массимино прислал текст сообщения по электронной почте. А вот его коллега Ти Джей Кример в январе 2010-го уже напрямую «твитил» с борта МКС.
История вопроса: конвергенция космической и технологической отрасли была бы невозможна без высокого спроса на социальные медиа со стороны НАСА. Агентство еще в 2008 году делилось с подписчиками аккаунта космического аппарата «Феникс»радостью от долгожданного обнаружения воды на поверхности Марса. Сегодня у официального микроблога НАСА — свыше 5,2 млн «фолловеров», еще 1,4 млн человек следят за миссией марсохода Curiosity. А астронавт Крис Хэдфилд шутит с аудиторией портала Reddit про инопланетян и исполняет Space Oddity Дэвида Боуи на МКС.
Интерес у отраслей взаимный. Пионерами частного космоса являются выходцы из технологий. Элон Маск, Джефф Безос, Ларри Пейдж и Сергей Брин активно инвестируют в производство и запуски ракет, строительство инновационных двигателей и другие прорывные идеи, роднящие две индустрии.
Проповедь в 140 символов: Папа Римский в Twitter
Твит: @Pontifex: «Дорогие друзья, я благодарю вас от всего сердца и прошу продолжать молиться за меня. Папа Франциск». 17 марта 2013 года
Почему важно: Папа Римский Франциск не первый понтифик, который лично ведет аккаунт в Twitter. Его предшественник Бенедикт XVI со своего iPad тоже делал записи в сервисе микроблогов, пусть и менее активно. Сегодня Twitter позволяет Франциску напрямую коммуницировать с трехмиллионной аудиторией подписчиков.
История вопроса: активизация Римской церкви в социальных медиа — яркий пример смены парадигмы даже у традиционных институтов. Twitter помогает оперативно распространять информацию, а 140-символьная форма подачи информации удобна с точки зрения донесения до «фолловеров» религиозных постулатов. Так, большую часть «твитов» Франциска составляют призывы паствы к молитве и размышления о христианской вере.
Свои аккаунты есть также у Далай-ламы, проповедника-евангелиста Рика Уоррена и других религиозных деятелей.
Твит: @Oreo: «Нет света? Никаких проблем. Полакомиться можно и в темноте». 3 февраля 2013 года
Почему важно: компания Oreo, которая рекомендует макать свои бисквиты в молоко перед употреблением, выступала одним из спонсоров финала Суперкубка-2013 по американскому футболу. Во время неожиданного отключения света на арене в перерыве матча ведущие аккаунт-бренда в Twitter SMM-специалисты быстро сориентировались и опубликовали сообщение, которое тут же получило небывалый резонанс, собрав за считаные минуты свыше 15 000 «ретвитов». Кейс Oreo стал идеальным примером не только маркетинга в социальных медиа, но и конвергенции Twitter с телевидением. Сервис даже включил «твит» в свой проспект к IPO.
История вопроса: удачные рекламные кампании в Twitter не редкость. Например, в 2012 году дезодорант Old Spice провел конкурс на лучший видеоответ своему ролику. Трюк сработал: получив отклик почти в 200 записей, бренд на 2700% увеличил число подписчиков.
Однако Oreo — пример успешного маркетинга нового поколения. Twitter перед IPO позиционирует себя как «второй экран», логическое продолжение телеконтента в виде живой реакции аудитории, и всплеск популярности аккаунта Oreo был бы невозможен без телезрителей, который аккурат в момент появления «твита» недоумевали по поводу отключения света во время самого рейтингового ТВ-события сезона.
Случаются у брендов и откровенные провалы в Twitter. Например, бренд одежды Kenneth Cole вызвал шквал насмешек после такого сообщения: «Миллионы людей участвуют в волнениях в Каире. По слухам, все они прознали про нашу новую весеннюю коллекцию, уже доступную онлайн».
Проблемой для корпоративных аккаунтов оборачиваются и негативные отзывы в Twitter, нередко приобретающие небывалый масштаб. Так, британская BP долгое время несла репутационные издержки из-за популярности поддельного аккаунта своей PR-службы, в котором экоактивисты после аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе размещали «твиты» вроде: «Тысячи людей ежегодно становятся жертвами нападений морских гадов. Мы в BP заботимся о том, чтобы эта цифра снижалась. Обращайтесь!»
В России тоже случались свои корпоративные скандалы из-за записей в Twitter: стюардесса «Аэрофлота» лишилась работы после саркастического сообщения о катастрофе Superjet, а SMM-специалист Сбербанка — после «твита» о «лайфхаке» с пенсионерами.
Твит: @jkrums: «В Гудзоне самолет. Я на пароме, который собирается забрать людей с борта. Сумасшествие». 15 января 2009 года
Почему важно: когда Airbus A320 со 150 пассажирами на борту благополучно приводнился на реке Гудзон в Нью-Йорке, журналистов поблизости предсказуемо не оказалось. Зато впечатлениями от сказочного спасения борта со своими подписчиками поспешил поделиться пользователь Twitter Янис Крумс. Именно его фото первым облетело мировые СМИ, пока операторы и фотографы спешили на место ЧП.
История вопроса: оперативность — самая сильная сторона Twitter. Взять на себя роль корреспондента теперь может любой владелец мобильного устройства, который оказывается в нужное время в нужном месте. Пользователь Суаиб Атар вел прямую Twitter-трансляцию штурма дома Усамы бен Ладена в Абботабаде, когда до официального объявления об убийстве террориста №1 оставалось еще несколько часов. Самый известный российский пример — теракт в аэропорту Домодедово, когда сервис микроблогов благодаря очевидцам трагедии также стал первоисточником информации для аудитории.