В S&P объяснили этот шаг ухудшением кредитоспособности 28 стран-членов ЕС. Долги у многих государств Евросоюза действительно высокие, а высший кредитный рейтинг сумели сохранить всего три экономики еврозоны — Германия, Финляндия и Люксембург. Проблемные же страны задолжали гораздо больше своего годового ВВП. Так, к примеру, у Греции долг составляет 157% ВВП, у Португалии — 127%, у Испании — 124%. Даже у благополучных Франции и Германии — столпов европейской экономики — этот показатель очень высокий — 90% и 81% соответственно.
Впрочем, хорошие новости тоже есть, и признаки восстановления экономики Евросоюза заметны. «Несмотря на негативную динамику по ряду показателей проблемных стран, совокупная экономика ЕС, по прогнозам Европейского Центрального банка, в 2013 году покажет нулевые темпы роста, а в 2014-м и 2015 году прогнозируется значительный рост — 1,4% и 1,5% соответственно», — напоминает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
Для сравнения, примерно такой же рост ожидается в России по итогам нынешнего года. Правда, в случае ЕС речь пойдет не об «экономике трубы» и стране, половина бюджета которой зависит от продажи энергоресурсов, а о громадной и высокоразвитой экономике.
Как раз для России лишение Евросоюза наивысшего кредитного рейтинга не сулит ничего хорошего. Хотя, уверен аналитик FIBO Group Анатолий Воронин, куда больший негативный эффект окажет на нашу страну рост американского рынка, который будет затягивать капиталы, а американская реиндустриализация может привести и вовсе к тому, что компаниям из Северной Америки будет выгоднее создавать рабочие места в США, а не организовывать филиалы в других странах, в том числе и в России.
Несмотря на снижение рейтинга ЕС, Нигматуллин ожидает возобновления экономического роста в проблемных европейских странах в 2014 году. Впрочем, не на много — менее чем на процент. Тем не менее, по его оценке, этому будет способствовать долгосрочная ультрамягкая политика Европейского Центробанка.
«Кризис в Европе, конечно же, не закончился, — добавляет Воронин. — Но надо принять во внимание, что, во-первых, люди привыкают практически ко всему, а во-вторых, инвесторы чаще ориентируются на относительные изменения ситуации. Поэтому попривыкнув к текущей ситуации, будут смотреть на то, как она развивается. В этом ключе шаг S&P — плохой знак, который должен заставить инвесторов отвернуться от европейского рынка».
С другой стороны, успокаивает аналитик, «рейтинг ЕС — это общая температура по больнице, которая не учитывает ситуацию в конкретных странах». Он, в частности, напомнил, что экономика Германии пусть медленно, но растет. Да и динамика ВВП Франции тоже положительная. «В целом я не думаю, что решение S&P приведет к каким то серьезным последствиям для Европы, тем более что инвесторы все меньше обращают внимания на данные рейтинговых агентств, которые не раз их обманывали, как в одну, так и в другую сторону», — подчеркнул Воронин.
К тому же финансовые рынки отреагировали на решение Standard & Poor’s не слишком негативно. Российские индексы немного упали, а лондонский FTSE в первой половине дня даже вырос. Отчасти это может быть связано с другой новостью: Федеральная резервная система (ФРС) США перешла от слов к делу, объявив в среду о решении начать сокращение программы количественного стимулирования американской экономики. При этом заверила, что будет делать это очень плавно. Сокращение будет пока небольшим — с января 2014 года объем денег в рамках программы «количественного смягчения» уменьшится с $85 млрд до $75 млрд.
Как полагает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин, «поскольку ФРС будет плавно сворачивать QE3, каждый отдельный этап не должен оказывать на рынок значимого влияния».