Квебекская трещина

Квебекская трещина

03.04.2014 14:04
3121
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В 1967 году президент Франции Шарль де Голль публично поддержал отделение франкоязычной канадской провинции, провозгласив с балкона монреальского Сити-холла «Vive le Quebec libre!» («Да здравствует свободный Квебек!»). Эта фраза вызвала дипломатический скандал, встреча генерала с премьер-министром Канады была отменена, и он был вынужден раньше времени вернуться во Францию.

С начала 60-х годов XX века на фоне экономического и политического подъема (так называемой «Тихой революции») во франкофонском Квебеке развернулось движение сепаратистов, разные ветви которого использовали разные методы борьбы. Так, в 1963 году с целью «борьбы с англо-саксонским империализмом» появился леворадикальный Фронт освобождения Квебека (FLQ), члены которого упражнялись в разного рода диверсиях, актах вандализма, терактах и грабежах. В 70-м состоялась их последняя и наиболее громкая акция: боевики похитили в Монреале британца Джеймса Кросса и квебекского министра труда Пьера Ляпорта. На этом терпение федеральных властей лопнуло: Фронт был объявлен вне закона, в Квебеке объявили военное положение и ввели туда войска, отменив гражданские права и свободы и проведя ряд арестов. И если сперва у экстремистов поддержки среди населения хватало (особенно среди левых и монреальских студентов), то после того, как тело министра со следами удушения было обнаружено в багажнике автомобиля, сторонников у FLQ резко поубавилось.

Это были, пожалуй, самые кровавые семь лет в истории борьбы за квебекский суверенитет: 200 акций, 9 погибших. Другие политические силы пытались добиться отделения мирными методами. Образованная в 1968-м Квебекская партия (PQ) трижды приходила к власти (в 1976, 1994 и 2012) и пыталась вывести Квебек из состава Канады через референдум; и если в 1980-м за суверенитет высказалось всего 40%, то в 1995-м сепаратистам не хватило десятых доли процента – против отделения проголосовало 50,58%. Потом к власти вернулись либералы, и про референдум временно забыли. Когда в 2012-м PQ снова победила, призрак отделения Квебека замаячил с новой силой. Сейчас в провинции объявлены досрочные выборы: PQ хочет добиться абсолютного большинства.

Вот только среди квебекцев желающих покинуть Канаду все меньше и меньше. И даже лидер PQ, первая женщина-премьер Квебека Полин Маруа, обещавшая в ходе предвыборной кампании принять конституцию Квебека, ввести официальное понятие «гражданина Квебека», обязать всех чиновников сдавать французский языковой тест и, конечно же, провести референдум, старается говорить на эту тему осторожно. С одной стороны, она постоянно твердит, что «двери еще не закрыты», пытается увеличить число своих сторонников снижением избирательного возраста для референдума с 18 до 16 лет и ездит за сепаратистским вдохновением и опытом к «коллегам» в Шотландию (в надежде на то, что шотландский референдум разбудит квебекцев). С другой стороны, г-жа Маруа признает, что разговор об отделении Квебека начнется тогда, когда «Квебек будет к этому готов».

Но Квебек явно не готов. И опросы показывают, что как только лидеры PQ начинают говорить о референдуме, число их сторонников сразу сокращается.

Причин тому несколько. Во-первых, даже «прозрачные» границы и отсутствие виз, которые обещает Полин Маруа, современных канадцев не вдохновляют.  Во-вторых – экономические последствия могут быть неприятными и для всей страны, и прежде всего для самого Квебека: одним из факторов стабильной экономики Канады является ее внутренний рынок, а не экспорт, как пытаются доказать сепаратисты. Кроме того, каждый раз подъем сепаратистских настроений приводил к тому, что провинцию начинали покидать англоговорящие жители и иммигранты, а также бизнес, что приводило к падению цен на рынке недвижимости и оттоку капитала в Онтарио и другие нефранкофонные провинции Канады.

В-третьих, мода на сепаратизм прошла. Если 50 лет назад среди сторонников суверенитета было много молодежи, то сейчас его поддерживают в основном квебекцы старшего поколения – скорее всего, те самые, что поддерживали его тогда. Некоторые эксперты задаются вопросом: а не было ли движение за суверенитет просто еще одним волнением «поколения Вудстока»? Нынешние студенты университета Монреаля, который считался несколько десятилетий назад «рассадником сепаратизма», считают спор об отделении Квебека проблемой родителей. А индейцы Квебека вообще заявили, что в случае отделения они в новое государство не войдут, а потребуют своей автономии в рамках Канады.

Что же касается остальной Канады, то у нее тема суверенитета Квебека начинает вызывать усталость и безразличие. Опросы показали, что хотя 75% канадцев не хотят отделения Квебека, такое же количество не желает больше об этом больше слышать, а 43% уже начинают считать Квебек скорее обузой, чем ценным «активом». На эту тему много шуток: референдум иначе как neverlandum не называют, а когда в 2012-м провинцию в очередной раз тряхнуло (в прямом смысле слова), только ленивый не прокомментировал происшедшее в духе «это не землетрясение – это отделение Квебека» и «Полин Маруа пыталась отколоть Квебек».

Смех смехом, а в результате этих подземных толчков образовалась трещина, и Квебек, как говорят, начинает отползать в сторону Атлантики. «Может, Бог действительно хочет отделения Квебека?» — продолжают упражняться шутники.

Ирина Косалс — колумнист, Канада, Торонто