Итальянцы не знают, что делать со «жрицами любви»

Итальянцы не знают, что делать со «жрицами любви»

03.07.2014 15:25
3005
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Уличную проституцию в Италии запретили при Муссолини: с 1931 года работницы этого сектора экономики могли оказывать услуги страждущим только в публичных домах. Запрет надолго пережил диктатора и был снят лишь спустя 27 лет: в соответствии с законом Мерлин (названным в честь инициировавшей его принятие депутата Лины Мерлин) в Италии было отменено государственное регулирование проституции, дома терпимости были признаны незаконными и, как следствие, прекратили свое существование, а любое способствование и принуждение к занятию проституцией стало уголовно наказуемым. (Надо, впрочем, отметить, что торговля собственным телом в частном порядке без посредников и организаторов преступлением в Италии не считается до сих пор.)

С 1958 года закон неоднократно пытались пересмотреть. Очередная реформа, которую сейчас изучают в итальянском сенате, ориентирована на немецкую и голландскую модель, где занятие проституцией приравнивается к трудовой деятельности, а сами работники секс-индустрии как индивидуальные предприниматели имеют права и обязанности.

Закон Мерлин, безусловно, устарел. Легализованная после его принятия уличная проституция достигла угрожающих размеров, превратившись в теневой сверхприбыльный бизнес, оборот которого составляет, по самым сдержанным оценкам, от 2 до 7,5 млрд евро. Согласно данным католической Ассоциации Папы Иоанна XXIII, занимающей деятельную позицию по острым социальным вопросам, число проституток в Италии доходит до 120 тыс. Среди них немало как несовершеннолетних, так и женщин среднего возраста: 37% составляют подростки в возрасте от 13 до 17 лет, 52% — в возрасте от 18 до 30 лет, 11% — женщины старше 30 лет. Вопреки традиционным представлениям о том, что проституция в Италии — удел иностранок, в основном нигериек и женщин из восточноевропейских стран, растет также количество итальянок, которые начинают заниматься этим ремеслом, чтобы выжить в условиях экономического кризиса.

Портрет среднестатистического клиента выглядит так: представитель среднего класса, женат, в возрасте от 40 до 55 лет. Согласно данным Gruppo Abele, к услугам проституток прибегает около 2,5 млн итальянцев. Феномен проституции наиболее развит в регионах Лацио (Рим) и Ломбардия (Милан).

Попытки полной или частичной отмены закона Мерлин предпринимались уже в 80-е годы. Открытая торговля собственным телом выплеснулась на улицы городов, процветала в  нелегальных домах свиданий и частных клубах. В 90-е годы проституция стала острой социальной и криминальной проблемой в спайке с нелегальной иммиграцией и деятельностью итальянской и иностранной (чаще других в этой связи упоминают албанскую) мафий.

За последнее десятилетие многочисленные попытки политиков разного толка добиться пересмотра закона Мерлин, как и предложение проведения референдума, заканчивались ничем. На этот раз интерес к теме пересмотра закона Мэрлин подогрели заявления мэра Рима Игнацио Марино, прозванного мэром-хиппи за поддержку легализации легких наркотиков. Мэр прдлагает учредить в столице квартал красных фонарей. С его точки зрения, неконтролируемая, свободно расползающаяся по улицам проституция не только наносит ущерб внешнему облику Рима, но и реально осложняет жизнь кварталов, которые облюбовали жрицы любви. Проститутки вызывают затруднение движения (ведь обсуждение цены, объема и содержания услуг зачастую происходит на проезжей части), а также приводят в замешательство родителей, которые не знают, что ответить своим детям, простодушно интересующимся, почему тетя так странно одета и чем она вообще занимается.

Масла в огонь подлил самый знаменитый в Италии транссексуал-проститутка, медийный персонаж и автор книги «То, о чём умалчивают мужья» Эфэ Бал. Он обнажился у здания издательства Corriere della Sera, требуя  разрешения платить налоги. Эфе Бал, который  попал под прицел налоговой полиции, обнаружившей на его банковских счетах 900 тыс. евро, обязан уплатить в казну государства огромный штраф (свыше 400 тыс. евро!) за неуплату налогов. Но вот незадача: по закону он не может платить налоги, поскольку государство не причисляет проституцию к трудовой деятельности.

Разобраться в том, что думают по поводу легализации проституции рядовые граждане, непросто. Сальные шутки и эмоциональные комментарии со смачной нелитературной лексикой соседствуют с ханжеским уходом от проблемы и признанием того, что человеческий порок неискореним. А дальше на выбор: кто-то допускает послабление морали, что нередко случается во времена кризиса (только подумайте, каким подспорьем для прохудившегося госбюджета могли бы стать налоги на проституцию!), кто-то считает, что общество должно формировать определенные ценности, в соответствии с которыми человеческое тело и сексуальность — это  красота, таинство и совершенство, а не часть известной формулы «товар-деньги-товар». Первых, по моим наблюдениям, больше.  

Ирина Будзивула – колумнист, Италия, Фьюджи