Напомним, в интервью датскому изданию Berlingske министр иностранных дел Канады Джон Бэрд сказал о вероятности применения военной силы для защиты суверенитета страны в Арктике. Информация об этом мгновенно облетела мировые СМИ, особенно она муссировалась российской прессой. Позже пресс-служба канадского министра дезавуировала его заявления, отметив, что слова Бэрда были искажены датской газетой.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя высказывания канадского коллеги, заявил, что «Арктику необходимо оставить за скобками военной риторики», а также усомнился в том, что высказывания Джона Бэрда могли быть неправильно истолкованы. «Через день его (министра иностранных дел Канады) пресс-служба сказала, что его неправильно поняли, исказили высказывание. Но я думаю, что не исказили, к сожалению. У него такие бывают заходы», — цитирует комментарий Лаврова во время его выступления на форуме «Селигер» РИА Новости.
Столкновение интересов России и Канады в Арктике в последнее время все чаще дает о себе знать подобными «всплесками». Ярко выраженная антироссийская позиция Канады с начала украинского конфликта ставит под вопрос разрешение спорных моментов, касающихся освоения Арктики, в рамках партнерских отношений Москвы и Оттавы, как это происходило ранее. Безусловно, на первый план выходит борьба за перспективу добычи на арктическом шельфе полезных ископаемых. Однако кроме этой пока далекой перспективы Канада озабочена и другими более насущными вопросами. Это доходный рыбный промысел и лоббирование собственного транспортного маршрута из Тихого в Атлантический океан по территории канадских вод для трансконтинентальных грузов. Этот маршрут является конкурентом российского Северного морского пути. Более того, недавно Оттава заявила о намерении разместить в арктическом регионе специальные боевые ледоколы и в августе этого года отправила туда два мощных судна, формально — для составления карты морского дна Арктики в районе северного полюса в поддержку своей заявки на расширение принадлежащих ей водных пространств в северных широтах.
В конце 2013 года Канада подала предварительную заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, претендуя примерно на 1,2 миллиона квадратных километров подводной территории на крайнем севере. Эти территориальные претензии могут быть оспорены Россией и Данией. Обе страны заявили о своем праве на арктические морские пути и предполагаемые залежи нефти и минеральных ресурсов под морским дном.
Дальнейшее нарастание напряженности и «милитаризация» тех вопросов, которые ранее рассматривались за столом переговоров в рамках призванного их решать Арктического совета, вряд ли будет способствовать конструктивному диалогу. Нервозность Запада из-за Украины в адрес России – это одно, а отстаивание своих собственных сырьевых интересов — это совсем другое. Поэтому России, возможно, придется готовить еще один фронт – в Арктике.
Для справки: В Арктический совет, созданный в 1996 году, входят восемь государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Некоторые страны имеют при нем статус наблюдателей, в частности, это Китай, Корея, Индия, Великобритания, Франция и другие.
Сергей Воропаев