В этих целях повсеместно проводятся собрания, во время которых руководители городов и областей дружно одобряют инициативу премьер-министра и предлагают разные меры по возвращению трудовых мигрантов.
Сайт 12news.uz сообщил, что хоким Самаркандской области Зоир Мирзаев в ходе выездного приёма в сельском сходе граждан Кичикмундиён Каттакурганского района подчеркнул необходимость проведения целенаправленной работы по возвращению более 10 тысяч каттакурганцев, принятия мер по обеспечению их достойной работой.
“Три года я скитался по различным регионам России, поверив пустым обещаниям некоторых о «сытой жизни», — приводит сайт слова жителя махалли Андок. — Стал свидетелем того, как такие же как я были вынуждены жить бродячей жизнью, в условиях антисанитарии, не имея практически никаких прав на чужбине. Если бы мы работали у себя так же, как в России, то могли бы заработать больше”.
Примерно такими же словами описывают ситуацию и другие узбекские газеты и сайты. По сведениям сайта Fergananews.com, в августе «разъяснительные собрания» стали проводить в Самаркандской области — сначала в городском масштабе, затем во всех 219 махаллях Самарканда и во всех кишлаках области.
Сайт пишет, что во время городского собрания людей ознакомили с весьма странным документом – отчетом «О проделанной работе по выявлению, поиску и возвращению граждан, выехавших из страны на длительные сроки».
В том числе сообщили, что из полумиллиона жителей Самарканда на заработках за рубежом находятся 63 002 человека, из них 38 846 — мужчины, 24 156 — женщины. На этом же собрании «с сожалением отмечалось», что среди трудовых мигрантов из Узбекистана есть и обманутые, сбившиеся с правильного пути молодые люди; некоторые из них вовлечены в сомнительные движения разного толка.
Что касается работы в Узбекистане, то, как говорится в статье, заместитель хокима (главы администрации) Самарканда Мархабо Гафурова отметила, что работу для вернувшихся готовы предоставить фабрики «8 Марта», «Бофанда» и «Восток-продукт», где сейчас есть более 2000 рабочих мест.
Уточнять размер заработной платы на этих фабриках она не стала, также как и то, чем могли бы заняться остальные 60 с лишним тысяч находящихся на заработках самаркандцев.
Выяснилось и то, что председателей махаллинских комитетов заставили давать письменные обязательства о том, что каждый из них вернет трудовых мигрантов, формально проживающих в его махалле, но долгое время находящихся за рубежом.
Причем, в этих обязательствах председатель должен указать число возвращаемых жителей махалли и график их возвращения по месяцам – сколько человек вернется в сентябре, сколько в октябре и т.д.
Согласно сообщениям из разных источников, по всему Узбекистану родственников гастарбайтеров запугивают огромными штрафами в случае невозвращения последних.
По сообщениям, в Андижанской области к подобной агитации также присоединились имамы местных мечетей.
Наблюдатели в Ташкенте говорят, что пожелание Мирзиёева – вопиющая глупость.Узбекистан, с его разваленной экономикой, сосредоточившейся сейчас на рабском хлопководстве, не в состоянии предоставить равноценной и столь же высокооплачиваемой работы миллионам мигрантов, убеждены наблюдатели.
Однако возразить премьер-министру местные начальники-хокимы не могут, и вынуждены демонстрировать своё стремление выполнить начальственную волю, одновременно надеясь, что вскоре это всё позабудется.
Впервые тема гастарбайтеров была поднята на высшем уровне в Узбекистане, когда в июне 2013 года президент Ислам Каримов обозвал трудовых мигрантов “лентяями..
По данным российского Центробанка, эти “лентяи” ежегодно переводят на родину сумму, равную четверти годового бюджета страны (только из России в Узбекистан в 2013 году было переведено 6,633 миллиарда долларов)
Источник: ca-news.org