Носят китайское, любят свое

Носят китайское, любят свое

15.09.2014 11:03
2869
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Девяносто процентов одежды — как женской, так и мужской, что носят французы, — местные марки Damart, Mango, Kookai и прочие . Однако это далеко, даже очень далеко не означает, что одежда произведена во Франции.По данным статистики, местные производители шьют 70 процентов своей продукции в Китае. Еще 20 c гаком процентов приходится на такие страны, как Бангладеш, Индия, Пакистан, Марокко, а также восточноевропейские — Румынию, Польшу, Молдавию. И лишь остальное, то есть около 10 процентов, производится во Франции.

Причина проста — стоимость рабочей силы. Французскому текстильщику предприниматель должен платить не менее минимальной заработной платы, определенной законом. Сейчас — 1445 евро «грязными» в месяц. Примерно такую же сумму надо внести во всевозможные социальные фонды — пенсионные, на случай потери работы, медицинского обеспечения и т.д. На круг выходит около 3000 евро. В то время как где-нибудь в китайской провинции Чжэцзян зарплата работника пошивочного комбината на порядок ниже, уже не говоря о Бангладеш, где она составляет 40-50 долларов в месяц.
Какому стилю отдают предпочтение? Подавляющее большинство носит одежду «кэжуал» — удобную, демократичную, уж точно не бросающуюся в глаза. Если увидел на Елисейских Полях девушку в туфлях на высоком каблуке, то это наверняка наша соотечественница или приезжая из соседних с Россией стран. Француженки предпочитают низкий каблук или вообще его полное отсутствие. Когда отовариваются? Как утверждают французские статистики, в среднем Жанетт или Мари тратит в год около 400 евро на пополнение своего гардероба. С этой, в общем-то, незаоблачной суммой они, как правило, расстаются во время сезонных распродаж — летних и зимних, которые длятся по полтора месяца. При этом они большое внимание уделяют аксессуарам — разнообразным шарфам, платкам, бижутерии.

В принципе любая француженка хотела бы одеваться в продукцию местной текстильной и швейной промышленности. Но дело-то в том, что от нее из-за переноса производства за рубеж мало что осталось. Если в 80-е годы прошлого века в этом секторе работали 600 тысяч человек, сейчас — менее 100 тысяч, и они заняты по большей части на мелких и средних предприятиях. В частности, выполняют заказы престижных национальных марок, таких как «Шанель», «Кристиан Диор», «Гермес» и иже с ними, тех, для которых бирка «сделано во Франции» есть важный элемент имиджа.

Однако, уже не говоря о «высокой моде», доступной лишь людям с солидными средствами, цены на одежду «прет-а-порте» («готовой к носке») этих брендов зашкаливают далеко за пределы финансовых возможностей большинства французов. Как может себе позволить Жанетт или Мари приобрести юбку с «крутым лейблом» за 400 евро, когда у нее на все про все в год выделена идентичная сумма? Обращают ли внимание, где пошита блузка или приглянувшееся платье? Если спросить, конечно, ответят положительно. На деле же француженок больше беспокоят качество и стоимость. Если понравившийся предмет одежды отвечает этим критериям, то бирка, уточняющая страну его происхождения, не имеет никакого значения.

Американцы отдают предпочтение своим фирмам

Для модников и модниц в США бессчетное множество торговых домов, сетевых магазинов и наконец аутлет-центров предлагают богатейший выбор одежды любых марок и производителей со всего света, завлекают покупателей скидками, распродажами и другими акциями.А интернет-магазины дают возможность быстро находить и приобретать нужные шмотки по максимально низкой цене с доставкой на дом.

В повседневной жизни практичные американцы не любители стеснять себя при выборе одежды скорее думают о комфорте и стоимости, чем о ее внешнем виде и стране-производителе. Богатый выбор и многочисленные распродажи позволяют им не зацикливаться на марках. Но при прочих равных они будут склонны выбрать одежду собственных марок и производимую в США. Свою лепту в пестрый внешний облик вносит и многообразный национальный состав американского общества. Например, афроамериканки предпочитают более яркие цвета в одежде, контрастный макияж, множество украшений. Джинсы американцы охотно носят каждый день, в первую очередь местных производителей. Американские бренды шьют одежду как на собственных предприятиях в США, так и в странах Азии и Европы.

Леди Гага выбирает вещи Ли Ка Ён

Конечно, Южная Корея пока не может в полной мере конкурировать с мировыми центрами моды вроде Рима, Лондона, Парижа или Нью-Йорка, но в последнее время число поклонников корейской одежды в разных странах растет. Особенно это касается молодежного направления, а также именно оригинальных дизайнерских решений.Можно сказать, что в последнее время корейский текстиль переживает свое второе рождение. В 1960-1970-х годах одежда была одним из главных направлений южнокорейского экспорта, но затем Корея ушла в сторону более высокотехнологичных изделий, да и конкуренты из Китая и стран Юго-Восточной Азии постепенно «выдавили» корейскую продукцию, завалив мир дешевыми товарами.

Однако, пережив годы упадка, корейская текстильная промышленность смогла снова возродиться и найти новую нишу, даже сразу несколько ниш. С одной стороны, среди известных в мире дизайнеров в последнее время становится все больше представителей Южной Кореи, а их работы находят признание у самых требовательных клиентов. Например, в прошлом году поп-дива с мировым именем Леди Гага выбрала в качестве наряда для съемок своего нового альбома коллекцию, которая была представлена в качестве дипломной работы неизвестной студенткой Ли Ка Ён. Говорят, что стилист Леди Гаги Брэндон Максвелл чуть ли не от скуки случайно забрел на выпускной показ мод на факультет дизайна одежды одного из вузов Сеула, где был сражен оригинальностью представленных нарядов, сразу же предложив корейской девушке контракт. Примеров, когда корейские дизайнеры стремительно прорываются в элиту мировой моды, в последнее время достаточно.

Другая ниша корейского текстиля — это удачное сочетание цены и качества. В Корее можно приобрести за очень скромные деньги такие наряды, которые легко могли бы висеть в бутиках других стран. При этом все делается из качественных материалов. Например, достаточно модную хлопковую футболку можно купить (в пересчете на рубли) за 300-400 рублей. Юбки, брюки, платья с этикеткой «сделано в Корее» тоже часто можно отнести к разряду «недорого и со вкусом».

Следует также отметить прямую и косвенную поддержку органов власти местной текстильной промышленности. Создаются все условия, чтобы себя могли реализовать все — от дизайнеров до самих производителей.Немцы выбираютнатуральные тканиГраждане Германии с удовольствием покупают вещи, спроектированные родными дизайнерами, и с гордостью носят их. Немецкая одежда стала своего рода вторым главным продуктом «мейд ин Джермэни», который наряду с автомобилями завоевал сердца иностранных покупателей. Какой-то особой поддержки государства или протекционизма по отношению к своим лейблам в ущерб маркам других стран в Германии нет.Общее для немецких дизайнеров — именитых и молодых — простота, индивидуальность и свобода движений с неким налетом почти незаметного шика. Поэтому немцы с удовольствием покупают вещи, спроектированные родными дизайнерами, и с гордостью носят их. Проектируется немецкая одежда, в основном, в «осином гнезде» моды вокруг Кельна и Дортмунда, где располагается множество «лейблов» — знаменитых и не очень, но довольно дорогих и охотно покупаемых гражданами ФРГ.

Наряду с этим множество менее известных фирм «колдуют» над одеждой «для народа», более дешевой и не такой стильной. Производится же и дорогая, и не очень, немецкая одежда почти на сто процентов за границей — в Китае, Турции, странах Восточной Европы, Бангладеш и на Филиппинах. Этому немецкие трудящиеся вовсе не рады, однако ничего не поделаешь — производство в Германии удорожило бы продукцию в несколько раз, поскольку рабочая сила в стране дорогая и профсоюзы не допустят явного снижения заработка. Тем не менее, на азиатских и восточно-европейских площадках немцам удается производить одежду безупречного качества.

В то же время, различные общественные организации и партии ощутимо «давят» на модные концерны, заставляя пересмотреть свою политику передислокации производства. Недавний скандал со сгоревшей фабрикой в Бангладеш заставил немцев задуматься о цене одежды и о цене человеческой жизни.

Многие фирмы теперь переводят производство в более надежные с точки зрения соблюдения условий труда страны и даже используют эти факты в своей маркетинговой политике. Однако постоянно в Германии проходят кампании, привлекающие внимание к тому, за счет чего живет модная индустрия и как она использует социальную незащищенность в бедных странах. Так, недавно активисты «зеленого» движения организовали пикеты перед магазинами супердешевой сети «Примарк», рассказывая о том, что грошовые футболки, которые потребители в Германии выбрасывают после первой носки, не стирая, — плод труда маленьких детей или нещадной эксплуатации на азиатских фабриках.

В последние годы многие немцы стали пристально следить за экологичностью одежды и соответствием правилам «справедливого производства». Большой популярностью стала пользоваться одежда с указанием на то, что она произведена, например, без привлечения детского труда при сборе хлопка или на швейных фабриках, а также, например, на то, что во время сбора шерсти животные не подвергались ненужным мукам. Однако за справедливость приходится доплачивать. Как бы то ни было, не все немцы готовы себе позволить экологичные или шикарные немецкие лейблы, представленные в бутиках или магазинах на более изысканный вкус. Поэтому многие отовариваются в бюджетных сетях и онлайн.

Армани тоже шьет в Шанхае

В представлении среднестатистического россиянина итальянцы народ исключительно модный и чуть ли не с ног до головы одетый в родную и всемирно известную марку Made in Italy. Однако реальность выглядит несколько иначе.В последние годы преобладающее большинство жителей Апеннин предпочитают обновлять свой гардероб вовсе не в шоу-румах итальянских (включая малоизвестных) дизайнеров, а в магазинах, торгующих китайской продукцией, рассчитанной на массового потребителя.

Одна из причин кроется в существенной разнице в стоимости. Цены на несомненно более качественную и добротную марку «Сделано в Италии» сильно кусаются — они в среднем от 2,5 до 10 раз выше ее азиатского «аналога». Поэтому неудивительно, что в последние годы производители исконно итальянских предметов туалета все чаще и активнее вкладывают немалые деньги в продвижение этой марки за рубежом, включая Россию. То же самое касается местных бутиков. Выручку им, как правило, делают вовсе не местные жители, а туристы — преимущественно русские, китайцы и японцы.

Конечно, многое зависит от статуса и положения. Клерки и менеджеры одеты в целом неплохо и стараются, по мере финансовых возможностей, поддерживать отечественного производителя, не говоря уже о более состоятельных синьорах. Остальным же ничего не остается, как довольствоваться китайским ширпотребом. Что уж там говорить о простых обывателях, когда даже знаменитые кутюрье вроде прославленного Армани шьют некоторые демократичные линии своей марки, соблазняясь дешевизной рабсилы, исключительно в КНР и Индии.

Вдобавок, как ни странно, в массе итальянцы относятся к одежде довольно спокойно, если не сказать равнодушно. Особняком, пожалуй, держится модная столица Италии — Милан. В этом городе все дышит дизайном, и практически каждый житель этого мегаполиса старается следовать последним тенденциям в моде и проявлять «патриотизм» при покупке одежды вне зависимости от дохода. Правда, Милан — это, скорее, счастливое исключение из правила. Чуть ли не самая любимая «экипировка» среднестатистического итальянца — это незамысловатые джинсы, футболки и кроссовки. Причем это касается почти в равной степени как мужчин, так и женщин. Этому «пренебрежительному отношению» к моде есть, однако, и более прозаичное объяснение — сейчас итальянцам из-за кризиса просто-напросто не до дорогостоящих обновок.

В нынешние кризисные годы покупательская способность граждан Италии резко снизилась, семимильными шагами приближаясь к послевоенному уровню. Собственно, по этой причине жители Апеннин, для которых всегда было важно продемонстрировать bellafigura («произвести впечатление»), в том числе с помощью качественной одежды, сегодня просто вынуждены сильно экономить на своем внешнем виде и тратить деньги в основном на провизию. По данным ассоциации «Кольдиретти», в этом году даже в период сезонных скидок 66 процентов итальянцев отдали предпочтение не новой паре ботинок или дизайнерскому платью, а банальным, но столь необходимым продуктам питания.

Со времен легких и удобных туник и сандалий, которые носили жители древней Эллады, греки питают слабость к одежде и обуви собственного производства. И хотя современные греческие дизайнеры уступают по популярности итальянским и французским, количеству бутиков и дизайнерских домов в Афинах и других крупных городах Греции можно только позавидовать.Легендарная история Древней Греции до сих пор работает на местных производителей одежды, а греческий стиль стал синонимом легких и изящных, но в то же время простых нарядов. Сегодня практически ни один выход на красную ковровую дорожку в ведущих мировых столицах не обходится без женских платьев, в которых явно чувствуются мотивы древнегреческой культуры в сочетании с современными элементами.Многое из этого гламурного эксклюзива производится дизайнерами в самой Элладе. Активная торговля более массовыми местными брендами в режиме нон-стоп идет на главной афинской торговой улице — Эрму. Кроме того, любого туриста в Греции поражает огромный выбор качественных женских и мужских сандалей по цене от 30 до 150 евро. Все они, естественно, сделаны на родине Геракла и других героев античности. Примечательно, что практически вся предназначенная для примерно 20 миллионов туристов, каждый год посещающих Грецию, одежда, от футболок до кепок с надписями Greece, также производится в Элладе.

Во время недавнего посещения Коринфа в этом убедился корреспондент «РГ», который решил купить детскую майку: на ней, как и на аналогичных товарах, гордо красовалась этикетка Made in Greece.

А вот хорошо известные россиянам греческие шубы сегодня не пользуются былым успехом. По данным ассоциации производителей меха Кастории — ведущего «шубного» города Греции, если в последние годы здесь ежедневно продавали по 150-200 изделий из шкурок норки, енота, лис и шиншилл, то теперь только около 50. С учетом того, что 80 процентов пушистых товаров сбывалось именно на российском рынке, греческие меховщики бьют тревогу — состоятельных российских туристов, которые приезжают в Грецию в рамках «меховых туров», становится все меньше.

«Своя рубашка», именно греческая, действительно пришлась ближе к телу, поскольку стоит дешевле импортных «тряпок», а по качеству никакой стране не уступает. Для продвижения греческой продукции даже запустили сайт greece520.gr, призывающий греков покупать товары местного производства со штрихкодом 520.