На фоне кризисов на Ближнем Востоке он приобретает новое значение — и на Западе, и в арабском мире.Эмбарго снято. Соединенные Штаты Америки вновь будут снабжать оружием египетскую армию. Истребители F-16, противокорабельные ракеты «Гарпун», вооружение для танков, — все это может вновь быть поставлено в Египет. Об этом президент США Барак Обама сообщил 31 марта своему египетскому коллеге Абделю Фаттаху ас-Сиси. Кроме того, Обама пообещал продолжать военную помощь Каиру в размере 1,3 миллиарда долларов ежегодно.
Этот телефонный разговор показывает желание обоих глав государств улучшить охладевшие отношения между двумя странами и вспомнить времена, когда Египет, наряду с Саудовской Аравией, был важнейшим союзником США на Ближнем Востоке. После свержения Мухаммеда Мурси с поста президента Египта в июле 2013 года ситуация кардинально изменилась — США приостановили любую помощь Каиру и сотрудничество с египетской армией: Вашингтон счел, что военный переворот в Египте противоречит демократическим принципам.После того как в своей знаменитой речи в Каире в 2009 году Обама высказался за демократическое развитие Ближнего Востока и установление там принципов правового государства, Соединенные Штаты, чтобы избежать обвинений в политике двойных стандартов, были вынуждены приостановить сотрудничество с каирскими генералами.Жесткий курс египетского президента ас-Сиси в отношении оппозиции вызвал резкую критику у правозащитных организаций, таких как Amnesty International или «Репортеры без границ». Однако нестабильная ситуация, возникшая на Ближнем Востоке с начала «арабской весны», подтолкнула США и другие страны пересмотреть их политику в отношении этого региона.
«За всю новейшую историю арабского мира мы еще никогда не переживали такого размаха конфликтов как во всем регионе, так и в отдельных странах, — отмечает газета Al-Arabi Al-Jadeed. — Все это настолько ослабило наше международное влияние, что некоторые из арабских стран получили ярлык «несостоявшихся государств».Египет остается одной из немногих внешнеполитически стабильных стран в регионе. Благодаря близости или даже общей границе с «несостоявшимися государствами», такими как Ливия, Сирия или измученный террором Ирак, растет его значение как стратегического партнера. Причем не только для США, но и для Саудовской Аравии — в схватке со своим давним соперником Ираном королевство остро нуждается в союзниках. Степень напряженности в их отношениях стала особенно заметной в ходе йеменского конфликта.
Иран обрушился с критикой на Саудовскую Аравию, когда альянс под ее руководством нанес воздушные удары по позициям хуситов в Йемене. «Если Саудовская Аравия и ее союзники, в том числе Египет, Иордания, Кувейт и Бахрейн, продолжат агрессивное наступление на Йемен, оказывая давление на йеменскую революцию, Иран отправит в страну своих военных советников, как это было в случае с Сирией и Ираком», — заявил бывший командующий иранского Корпуса стражей исламской революции Хусейн Канани Могхадам.На фоне этой напряженности в Эр-Рияде рады вновь приобрести такого сильного партнера, как Египет. Саудовские политики изначально поддерживали правительство ас-Сиси, причем не только по внешнеполитическим причинам.В Эр-Рияде считают движение «Братья мусульмане» потенциально опасным вариантом социально-революционного ислама. Существуют опасения, что это пламя может переброситься и на Аравийский полуостров. Кроме того, в Саудовской Аравии приветствуют решение правительства ас-Сиси выступить против палестинского движения ХАМАС — одного из ответвлений «Братьев мусульман» — и остановить контрабанду оружия на границе с сектором Газа.Джихадизм — проблема номер одинВскоре после свержения президента Мурси Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива выделили Египту несколько миллиардов долларов США на военные расходы. В марте 2015 года Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты объявили, что Египет получит от них в качестве помощи еще 12 миллиардов долларов.
Египетский народ «никогда не забудет» этот жест, заявил ас-Сиси в ходе визита в Эр-Рияд. Как и государства Персидского залива, Египет опасается роста напряжения в результате распространения идей джихадизма.Суннитские джихадисты на Синайском полуострове заявили о своей лояльности террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Одновременно с этим Каир не чувствует себя в безопасности из-за хаоса в соседней Ливии, где в феврале террористы ИГ зверски убили 21 коптского гастарбайтера.На последнем саммите Лиги арабских государств в египетском Шарм-эш-Шейхе главы государств и правительств обсуждали, как противостоять распространению джихадизма с одной стороны, и иранским гегемоническим амбициям — с другой.»Перед нами стоят важнейшие, неотложные задачи, с которыми должны считаться во всем мире», — подчеркнул генеральный секретарь ЛАГ Набиль Аль-Араби. Он приветствовал идею создания совместного арабского воинского контингента: «На фоне всех тех угроз, всеобщего хаоса и беспрецедентной опасности со стороны террористов, с которыми арабы столкнулись сегодня, это представляется мне крайне важным решением».
Спустя четыре года после падения режима Мубарака Египет вновь выходит на внешнеполитическую арену. В военном отношении он достаточно хорошо оснащен, чтобы справиться со сложностями. Вопрос в том, каков будет политический ответ на них.