Власти сочли, что публикации фотографий прокурора Селима Кираза, взятого в заложники и убитого боевиками в Стамбуле, являются «скрытой угрозой» и недопустимы в цивилизованном обществе. Несколькими днями ранее по той же причине крупнейшим турецким газетам и телеканалам было запрещено показывать репортажи с места захвата заложников, и они были вынуждены ограничиться сухими новостными сводками.
В этой связи лидер основной оппозиционной Республиканско-Народной партии Кемаль Кылычдарог заявил, что президент Тайип Реджеп Эрдоган в очередной раз лишил людей право на информацию. И хотя позднее доступ к Facebook был разблокирован и, по словам главы союза интернет-провайдеров ESB Бюлента Кента, доступ к остальным ресурсам также будет восстановлен, этот случай стал очередным проявлением жесткой государственной цензуры в Турции.
Напомним, что в Турции блокируют неугодные власти интернет-ресурсы «без суда и следствия» давно. Так, в марте 2014 года социальные сети были недоступны для пользователей в связи с местными выборами. Там были опубликованы аудиозаписи, которые доказывали факты коррупции в ближайшем окружении занимавшего тогда должность премьер-министра Эрдогана. Также за время правления Эрдогана власти обвинили 76 человек в оскорблении главы государства в сети, среди которых бывшая королева красоты Турции, опубликовавшая фото в Instagram, и 16-летний юноша, назвавший Эрдогана вором в своем Twitter.
Вполне объяснимо, что такие действия турецкого правительства вызывают волну протеста и критики со стороны турецкого общества, но, вместе с тем, интересно другое. Обойти блокировку в Турции и зайти на нужный сайт при желании не так уж сложно, но сам по себе обход блокировок воспринимается в обществе как нечто аморальное: в интернете распространяются, например, картинки, на которых написано — «я мусульманка, поэтому я не использую VPN».
Кроме того, по данным недавно опубликованного социологического опроса, проведенного турецкой исследовательской компании Genar, в стране стало появляться все больше людей, поддерживающих запрет властей на доступ к некоторым интернет-ресурсам в том случае, если он направлен или выглядит так, как будто она направлен против антимусульманской пропаганды. Таким примером стало закрытие доступа к сайту местной Ассоциации атеистов в 2015 году, а также к французскому журналу карикатур Charlie Hebdo. Таким образом уже давно власти и поощряемая ими консервативная часть турецкого общества отклоняются от принципов Ататюрка, провозгласившего Турцию светским государством.
Другая же часть, не желающая дальнейшего скатывания страны к исламизации на государственном уровне и диктатуре, воспринимает любые блокировки интернет-ресурсов как покушение на демократические ценности и называет их «грязной манипуляцией» религиозными чувствами граждан.
Алексей Воропаев