Принципы транзитеров

Принципы транзитеров

22.04.2015 15:53
2851
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Трехдневное совещание собрало в бельгийской столице представителей истеблишмента стран-поставщиков энергоресурсов, топ-менеджеров и ведущих аналитиков мировых энергетических корпораций, журналистов бизнес-изданий, освещающих глобальные экономические тенденции и многих других.  

Круг тем, обсуждаемых на мероприятии в Брюсселе – самый широкий, начиная от таких всеобъемлющих, как создание благоприятного инвестиционного климата для крупнейших инвесторов в ТЭК на уровне правительств разных стран, развитие существующей транзитной инфраструктуры и инвестирование в новые масштабные проекты, обеспечение безопасности энергетических объектов и т.д. Но мировые эксперты топливно-энергетической отрасли сосредоточились не только на глобальных проблемах, но и в рамках различных сессий обсудили реалии сегодняшнего дня с учетом происходящих в мире геополитических изменений. В частности, механизмы ценообразования на природный газ в свете событий на Украине. Безусловно, в фокусе внимания собравшихся на совещании была и иранская тема в связи с возможным снятием санкций с Тегерана и возвращением на мировой рынок крупного поставщика углеводородов.

Одним из активных инициаторов разработки продуманных и конкретных механизмов партнерства в энергетической сфере на международном уровне уже в течение нескольких лет выступает Туркменистан – как один из крупнейших экспортеров энергоресурсов. В частности, в 2013 году на Генеральной ассамблее ООН была принята предложенная президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым резолюция, обеспечивающая формирования основы для соблюдения интересов всех сторон — стран-производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Более развернуто об этой инициативе и принципах формирования благоприятного климата для инвесторов рассказал в Брюсселе в своем докладе директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородными ресурсами при президенте Туркменистана Ягшигельды Какаев. «За рубежом» приводит его выступление:

«В ходе нашей встречи было уделено большое внимание проблемам обеспечения энергетической безопасности в общемировом масштабе.

В связи с этим, прежде чем, остановиться на вопросах обеспечения благоприятного инвестиционного климата для реализации проектов энергетической инфраструктуры, а также на роли Договора к Энергетической Хартии, считаем целесообразным рассмотреть некоторые актуальные задачи по созданию современной архитектуры глобальной энергобезопасности, поскольку без их решения внутригосударственное обеспечение благоприятного инвестиционного климата малоэффективно либо вообще не эффективно. Это касается в первую очередь транспортировки  природного газа, поскольку большие объемы доставки этого вида топлива на мировые рынки осуществляется с помощью трубопроводов. Естественно, в данном случае мы не имеем в виду сжиженные и компримированные формы газа, которые экспортируются другими средствами.

Безусловно, проблема обеспечения энергетической безопасности, включающая в себя в первую очередь решение вопросов безопасного и гарантированного доступа к источникам энергии и средствам их доставки, носят глобальный характер. Она оказывает всевозрастающее влияние на общую обстановку в мире, о чем красноречиво свидетельствует содержание докладов и сообщений,  заслушанных в ходе нынешней встречи.

В свете сказанного, следует отметить, что для Туркменистана стратегическим приоритетом обеспечения энергетической безопасности является диверсификация транспортной инфраструктуры, способной обеспечить доставку энергоресурсов за счет создания разветвленной сети многовариантной трубопроводной  системы. Реализация этой стратегии предполагает комплексное развитие энергетического сотрудничества не только между странами-поставщиками энергоносителей, их транзитерами и потребителями, но и заинтересованными сторонами и международными организациями, в частности Энергетической Хартией.

Сегодня для решения проблем обеспечения глобальной энергетической безопасности необходим системно-комплексный подход. В первую очередь важно разработать политический формат взаимоотношений и механизм создания организационных условий для системного, профессионального обсуждения всего комплекса вопросов энергетической проблематики. Учитывая авторитет и опыт, накопленный Организацией Объединенных Наций в данном направлении, Туркменистан, как Вам известно, предложил создать специальный орган — Энергетический совет ООН. Согласно мнению туркменской стороны, ситуация, сложившаяся в настоящее время в энергетическом сегменте мировой экономики, диктует необходимость разработки и принятия Конвенции ООН по энергетической безопасности. 

Как уже отмечалось, 17 мая 2013 года Генеральная Ассамблея ООН консенсусом приняла инициированную Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым резолюцию «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». Актуальность данного документа состоит в том, что он способствует формированию  основы для глобального партнерства в энергетической сфере, учитывающей интересы всех участников процесса – страны-производителя, транспортировщика и потребителя энергоресурсов.

Данная позиция Туркменистана, с учетом тенденций развития глобального характера энергетической и экологической безопасности, была изложена и на 68-й сессий Генеральной ассамблеи ООН. Как Вам известно, на данной сессии Туркменистан выступил с инициативой создания нового универсального международно-правового инструментария ООН, который будет выполнять роль ключевого элемента в решении проблем глобальной энергобезопасности.

Думаем, что одной из главных задач международных экспертов, собравшихся сегодня здесь является разработка механизма вышеупомянутого инструментария по обеспечению безопасного транзита  энергоресурсов и эффективного и надежного взаимодействия поставщика, транзитера и потребителя энергоресурсов.

 В настоящее время, реализуя курс на всемерное расширение международного сотрудничества, Туркменистан, наряду с сохранением уже традиционно стратегических партнерских связей в энергетической сфере, значительно расширил прямой энергодиалог на европейском, азиатском дальневосточном и юго- восточном направлениях, наладил тесные контакты с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Результатом этих деловых контактов является ряд межгосударственных соглашений и договоров с иностранными инвесторами, предусматривающие реализацию проектов в сфере разведки, добычи и переработки углеводородного сырья, а также развития транспортной инфраструктуры.

Мы, безусловно, понимаем, что при реализации масштабных проектов по обеспечению глобальной энергетической безопасности, обязательным условием должно быть строгое соблюдение международных норм и стандартов экологической безопасности. Поэтому вопрос экологической безопасности для Туркменистана является ключевым.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» однозначно заявил, что Туркменистан убежден в том, что развитие энергетической инфраструктуры не может идти в ущерб экологии. Данный подход обуславливает позицию Туркменистана, которая заключается в необходимости поиска международного консенсуса в вопросах энергобезопасности, где экологический аспект должен выступать в числе приоритетных. В этом контексте, в целях объединения усилий государств-членов ООН, активно участвующих в формировании международно-правовой основы в области энергообеспечения, Туркменистан считает целесообразным создание нового механизма – Межрегионального энергетического диалога под эгидой ООН.

В силу объективных причин вопросы энергетического сотрудничества для Туркменистана имеют особую значимость. Туркменистан реально обладает огромной ресурсной базой (как на суше, так и в туркменском секторе Каспийского моря), подтвержденной международными экспертами,  и возможностью ее эксплуатации на перспективу.

Собственная ресурсная база дает основание заключать долгосрочные контракты на стабильную поставку энергоресурсов. Как Вам известно, такие соглашения в настоящее время действуют по трем газопроводам Туркменистан-Россия, Туркменистан-Китай и Туркменистан–Иран. Мы рассматриваем их как реальный вклад в налаживание международного энергетического сотрудничества, как действенный стабилизирующий фактор, способный оказывать позитивное воздействие на процесс укрепления общественно-политической стабилизации, но главное — придать дополнительную устойчивость всей системе политических и экономических связей в  глобальном измерении.

  Однако считаем, что Туркменистан обладает большими возможностями разрабатывать новые векторы диверсификации энергоресурсов. В частности Туркменистан активизировал свою деятельность по проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан–Индия.  На сегодня данный проект является на стадии практической реализации. В ближайшее время будет объявлен международный тендер по выбору Лидера консорциума «ТАПИ Лтд.»

Также Туркменистан вместе с заинтересованными партнерами обсуждает возможности реализации  проекта  строительства трубопровода в европейском направлении.

В настоящее время в Туркменистане завершается строительство газопровода «Восток-Запад» протяженностью примерно 1000 км, который   объединит основные газовые месторождения страны в единую газотранспортную систему и позволит существенно нарастить экспортный потенциал Туркменистана. Строительство этого газопровода, способного в перспективе перебрасывать в случае необходимости большие объемы энергоносителей в нужном направлении, значительно расширит возможность диверсификации маршрутов поставок туркменского природного газа, а также создаст дополнительную гарантию для надежного и стабильного  экспорта туркменских энергоносителей на международные рынки. Целенаправленно ведется разработка супергигантского месторождения «Галкыныш». Достигнута договоренность строительства новой газовой магистрали (направление Д) «Туркменистан-Китай».

Также необходимо отметить, что Туркменистан обладает достаточным запасом энергоресурсов в туркменском секторе Каспийского моря для обеспечения проектов, направленных на европейскую часть вдобавок к имеющимся месторождениям на суше.

В наши дни благодаря политике «открытых дверей», успешно реализуемой Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, созданы все необходимые экономические и правовые условия, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат для реализации нефтегазовых проектов. В первую очередь, создана эффективная правовая база, 20-го августа 2008 года был принят обновленный Закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах».

Положения данного Закона, разработанного под руководством и при участии Президента Туркменистана, соответствуют нормам международного права, том числе и нормам Договора к Энергетической Хартии. При разработке данного Закона были учтены положения вышеназванного Договора относительно поощрения и защиты капиталовложений, налогообложений и других норм. Естественно, основополагающим принципом Закона являлся принцип суверенитета над энергетическими ресурсами, который закреплен в статье 18 Договора к Энергетической Хартии.  

Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» предоставляется возможность заключения многих видов нефтяных договоров, таких как  Договор о Разделе Продукции, Договор о Концессии (Налог и Роялти), Договор о Совместной деятельности  и Сервисные Договора с риском, а также их сочетания, которые применяются международной нефтегазовой промышленности в зависимости от характера нефтяных работ и других обстоятельств. По мнению некоторых международных экспертов, многообразие Договоров является очень привлекательным для инвестирования иностранного капитала в нефтегазовую отрасль Туркменистана.

Закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» имеет немало достоинств для иностранного инвестора. Но одним из главных его преимуществ является положение о налогообложении. По данному Закону инвестор платит только один налог – на прибыль. От остальных обязательных налогов и платежей (сборов пошлин и др.) инвестор полностью освобожден. Сравнительный анализ соответствующих законов, практикуемых в нефтегазовых государствах, выявляет огромные преимущества Закона Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» закона в фискальной сфере.

Ставка налога на прибыль определяется Налоговым Кодексом Туркменистана и фиксируется в Договоре. При этом данная ставка налога не изменяется в течение всего срока действия Договора, даже если она будет изменена Налоговым Кодексом.

Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» предусматриваются выплаты инвестором роялти и бонуса, размеры которых определяются в Договоре.

Также следует отметить, что по Закону Туркменистана «Об Углеводородных ресурсах» Нефтяные работы осуществляются на основании Лицензии, выдаваемой Агентством в соответствии с настоящим Законом. Законом предусмотрены три вида Лицензии: Лицензия на Разведку, Лицензия на Добычу и совмещенная Лицензия на Разведку и Добычу. При этом иностранному инвестору — претенденту, получившему Лицензию от Агентства, гарантируется защита его прав в соответствии с положениями международных договоров, участником которого является Туркменистан, Законом и Договором, заключенным с Подрядчиком.

Права субподрядчиков в Законе в отношении налогообложения, таможенных процедур, валютных операций и прочих приравнены к Подрядчикам. При этом, упрощены механизмы, связанные  с лицензированием работ, проводимых Субподрядчиками. Законом установлено, что Субподрядчику для исполнения отдельных видов Нефтяных работ по Договору с Подрядчиком или другим субподрядчиком в рамках Договора получение каких-либо лицензий не требуется.

В Туркменистане широко применяется Договор (Соглашение) о разделе продукции. В договоре четко определяются все условия проведения Нефтяных работ. В целях эффективной работы Подрядчика по Закону и Договору создаются все необходимые условия.

В настоящее время на условиях Соглашения о разделе продукции осуществляется реализация восьми проектов. Из них  пять — осуществляются на туркменском секторе Каспийского моря, три — на суше. На туркменском шельфе работают такие компании, как «Petronas Carigali», «Dragon Oil (Turkmenistan) Ltd.», «Buried Hill Serdar Limited», «RWE Dea AG», и «OOO “НГК “Итера”», на суше – «СНПС», «Эни» и «Майтро». Этими компаниями осуществляется добыча как сырой нефти, так и природного газа.

На сегодняшний день этими компаниями вложены существенные  инвестиции по своим проектам.

Уважаемые участники встречи! 

Мы высоко оцениваем значение нынешней встречи и убеждены, что ее итоги будут плодотворными. Повестка дня, актуальность тем, глубокий и конструктивный характер докладов и сообщений дают нам основание верить в это.

Безусловно и то, что итоги данной встречи внесут существенный вклад в решение сложнейшей задачи, стоящей перед человечеством — обеспечение глобальной энергетической безопасности».

Алексей Воропаев