Страны ЕС, особенно Германия, привлекают бизнесменов из КНР технологиями, инфраструктурой и известными брендами.Что общего у испанского футбольного клуба «Атлетико» (Мадрид), итальянского производителя шин Pirelli и французской туристической компании Club Med?
Все они в последние месяцы частично или полностью стали собственностью китайских фирм.За первые четыре месяца 2015 года инвесторы из КНР вошли также в капитал британской туристической компании Thomas Cook, спасли от банкротства немецкого производителя телевизоров Metz и купили швейцарское маркетинговое агентство Infront Sport & Media, торгующее, в частности, правами на телевизионные трансляции футбольных чемпионатов мира. А вскоре под контроль китайцев могут перейти греческий порт Пирей, нидерландское страховое общество Vivat и итальянский футбольный клуб AC Milan.
И это — только самые громкие сделки, попавшие на ленты информационных агентств и в телевизионные выпуски новостей. Китайский бизнес ведет целенаправленную экспансию в Европе (прежде всего в Германии и Великобритании), темпы и масштабы которой растут буквально из года в год.Если, к примеру, в Германии, по подсчетам немецкого отделения международной консалтинговой компании Ernst & Young (E&Y), инвесторы из КНР в 2009 году купили 2 фирмы, то в 2013 году — 28, а в 2014-м — 36. В Великобритании число таких поглощений за тот же период увеличилось с 13 до 26.
Общее число подобных транзакций в Европе с 2007 года утроилось.Однако китайская экспансия идет не только по пути поглощений существующих фирм (M&A), которые отслеживает и частично обслуживает E&Y. Одновременно растут число и объемы прямых инвестиций в создание новых производственных или сервисных предприятий (greenfield investments). В этой сфере помощь зарубежным инвесторам в Германии оказывает правительственное агентство Germany Trade & Invest (GTAI).
Согласно опубликованному им 27 апреля докладу, в 2014 году иностранный капитал был вложен в 1199 новых проектов. Это рекорд и на 21 процент больше, чем в 2013 году.При этом на первом месте, обогнав американцев, оказались именно китайские инвесторы: на них пришлось 190 проектов (рост на 37 процентов по сравнению с 2013 годом). «Мы готовим такие доклады с 2009 года, — рассказала DW И Цао (Yi Сao), эксперт GTAI по КНР. — В тот год было 84 китайских инвестиционных проекта. В 2011 году их оказалось уже 158, и Китай стал тогда топ-инвестором в Германии, впервые опередив США. И вот — новый рекорд».Экспансия китайского бизнеса, рассказала И Цао, началась еще в конце 1970-х годов и прошла с тех пор три фазы.
Во время первой, продолжавшейся до второй половины 1990-х годов, на международный и, в частности, немецкий рынок выходили государственные компании, занятые экспортно-импортными операциями. Примерно на рубеже веков началась вторая фаза, когда в Европу двинулись крупнейшие частные китайские корпорации. Они занимались уже не торговлей, а инвестициями и стремились, прежде всего, перенять новые технологии и современные методы менеджмента.Для третьей фазы, начавшейся в 2008 году, характерно вовлечение в международную экспансию большого количества крупных и средних частных китайских фирм.
Этот бум, подчеркнула И Цао, во многом объясняется принятием в КНР целого ряда новых законов, отрегулировавших и существенно упростивших инвестиционную деятельность за рубежом.»Новое китайское правительство намерено и дальше стимулировать международную экспансию китайских предприятий, чтобы повысить тем самым их конкурентоспособность на мировом рынке», — подтверждает эксперт по Китаю компании E&Y И Сунь (Yi Sun).По данным E&Y, абсолютное большинство купленных в прошлом году китайцами немецких фирм составляли промышленные предприятия, причем многие из них специализируются на продукции для автопрома.
В то же время в Великобритании повышенное внимание инвесторов из КНР привлекли компании, занимающиеся недвижимостью, а во Франции — гостиницы.Что же касается прямых китайских инвестиций, то они, судя по докладу GTAI, пошли в Германии в прошлом году преимущественно в две сферы: электротехника (включая полупроводники) и машиностроение (включая станкостроение). «Интерес китайских инвесторов к этим двум отраслям неуклонно растет», — подчеркнула в беседе с DW И Цао. К другим важным направлениям относятся финансовые услуги, информационно-коммуникационные технологии и производство программного обеспечения.Впрочем, львиную долю прямых инвестиций китайские компании направляют в ФРГ не в развертывание производства, а в открытие маркетинговых и сервисных подразделений.
Это, по словам И Цао, во многом связано с выгодным географическим положением Германии в самом центре Евросоюза и с хорошо развитой инфраструктурой: отсюда очень удобно обслуживать как платежеспособные западноевропейские рынки, так и развивающуюся Восточную Европу. Германия славится также своими высококвалифицированными кадрами. Поэтому немалые средства китайцы направляют в научные исследования и конструкторские разработки.В качестве примера собеседница DW привела производителя телекоммуникационного оборудования Huawei. Этот частный китайский концерн имеет подразделения, в том числе шесть научно-исследовательских центров, в 18 немецких городах.
По всей стране на него трудятся свыше 1600 человек. А общее число обосновавшихся в Германии китайских фирм перевалило, по данным GTAI, за 1300. И создали они уже порядка 16 тысяч рабочих мест.