9 мая в Беларуси: яблоневый цвет вместо георгиевских лент?

9 мая в Беларуси: яблоневый цвет вместо георгиевских лент?

07.05.2015 16:20
2999
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Символическое нововведение — бутоньерка, состоящая из красно-зеленых лент цветов государственного флага РБ и цветка яблони, — датируется годом 2015-м. Официально его автор — Белорусский республиканский союз молодежи, признающий себя наследником комсомола. О новом праздничном атрибуте в БРСМ говорят как о символе патриотического проекта «Цветы Великой Победы».

Между тем георгиевские ленточки в Беларуси, как заявил Лукашенко, обращаясь с ежегодным посланием парламенту, «никто не запрещал». А идея с бутоньеркой ему понравилась: «Молодость и мир — вот что это символизирует».

Политика и символика

Как подчеркнул в интервью DW белорусский историк Игорь Кузнецов, «георгиевские ленты в Беларуси остались бы атрибутом официальных празднеств, если бы не Крым, Донбасс и не использование георгиевских лент российским агитпропом и сепаратистами самопровозглашенных ДНР и ЛНР».

Отношение белорусов к георгиевской ленточке, судя по разным опросам общественного мнения, в принципе, позитивное: для большинства — это память о войне. Между тем, по оценке Игоря Кузнецова, на фоне официальной риторики о том, что «Беларусь есть и будет суверенным государством», смена символики выглядит как политическая акция. «Белорусские власти вынуждены были одновременно отреагировать на аллергию части белорусов на георгиевские ленточки, сохранить ровные отношения с Украиной и Россией», — полагает историк.

И поэтому, поясняет он, в прошлом году георгиевские ленточки запретили негласно, но их можно было купить в магазине, сейчас — появилась альтернатива. «Не считаю крамолой попытку Беларуси дистанцироваться от России хотя бы символически, но и не вижу связи с темой победы в новой символике: акция не по велению души, такая же идеологическая кампания, только другого цвета», говорит Кузнецов.

У политического обозревателя Юрия Дракохруста сложилось впечатление, что белорусы не особо вникают в смысл новой символики. Они понимают его примерно так: а, давайте, у нас будет своя победа. При всех симпатиях к РФ срабатывают законы конструирования государства, нации. «Теми, кто придумывает новые символы для празднования Дня победы, движет естественная логика, которую артикулируют некоторые белорусские и украинские политические силы: победа была одной общей страны — СССР», — констатирует Дракохруст.

И поясняет: посыл российской идеологии в том, что мы тогда победили вместе, значит, мы и сейчас должны быть вместе в каком-то государственном или идейном смысле. Но бывшие республики СССР, а ныне суверенные государства сторонятся такого единства.

Презентация власти и программирование патриотизма

Официальную замену атрибутики культуролог Максим Жбанков воспринимает как «смену одного бантика на другой, игру в дешевые символы, не имеющие ничего общего с реальными военными действиями, исторической памятью о войне».

«Ленточки красно-зеленые — цвета государственного флага Беларуси, появившегося после войны и не имеющего к ней никакого отношения, а цветок делает сюжет поэтически-лирически-попсовым», — говорит Жбанков.

На его взгляд, сама по себе идея массовой символики — «упрощение и вульгаризация исторической памяти, превращение ее в набор пустых фишек». В случае с Беларусью, это еще и попытка использовать исторические события — драматические, трагические, кровавые, с массой жертв — для очередной презентации власти, считает Жбанков. «Красно-зеленое — это власть, которая, оказывается, является прямой наследницей победы», — отмечает он.

В потугах придумать новые символы, уверен Жбанков, просматривается лишь реальная проблема с программированием патриотизма у новых поколений, которые все труднее идеологически зацепить. В Беларуси, замечает по этому поводу Дракохруст, «победа в войне неуловимым образом превращается в победу белорусского народа, а не в победу советского».

Идею завуалировали под инициативу снизу

Он обращает внимание и на другой аспект — идея сменить символику понятна: вокруг памяти о войне идет настоящая идеологическая борьба. Чтобы избежать раздражения в Кремле, отмечают эксперты, смену парадной символики в РБ завуалировали под инициативу снизу. У любого проекта такого уровня должна быть хоть какая-то легитимация, идея якобы спонтанная, из гущи народной, замечает политический обозреватель Юрий Дракохруст.

Игорь Кузнецов в свою очередь обращает внимание на то, что кампанию по смене символики почти полностью финансирует государство, исполкомы выдают предписания о распространении бутоньерок.

«Тоже красиво»

«Просто красиво. Тоже красиво. Выдали — и ношу. Подарили, нравится. Георгиевские лучше, но и это ничего. Столько проблем — а вы про ленточки», — так отвечают минчане на вопрос DW, как вам новая символика. «Сегодня привезли 30 штук, раскупили за час, неделю назад привезли 50 — тоже раскупили быстро, говорят продавцы книжного магазина около Национальной библиотеки. Покупают бутоньерки, по их словам, в основном организации.

В минском ЦУМе бутоньерки продают в отделе швейных принадлежностей, ажиотажа нет. Цена праздничного украшения — 10 200 белорусских рублей, «в СССР за такое количество рублей можно было купить «Волгу», говорит мужчина, остановившийся на минуту возле витрины. (Сегодня 10 200 белорусских рублей — чуть больше 50 евроцентов.)

Между тем Игорь Кузнецов полагает, что было бы куда уместнее заниматься не символикой , а почтить память погибших и благоустроить, наконец, места захоронений: забытые имена остаются таковыми. По официальным данным Минобороны РБ, на территории страны не захоронен прах около одного миллиона гражданских и военных, погибших в Первую и Вторую мировые войны. «Как известно, пока не похоронен последний солдат, война не окончена. Похоже, у нас она не закончится никогда», — с сожалением заключает историк.