Правительство Онтарио представило новую школьную программу здоровья и физического воспитания. Масштабная подготовка, включающая консультации с родителями, не защитила ее от шквала критики со стороны религиозных фундаменталистов и тех, кто считает, что информированность развращает, а не защищает.
«Очередной атакой либералов на семейные ценности» назвали новый учебный план его противники. Критика со стороны консерваторов, правда, обернулась для них же конфузом. Когда министр образования Лиз Сандалз предположила, что тори готовы убрать из школы заодно и теорию эволюции, консерватор Рик Николз ответил, что это «не такая уж плохая идея», поскольку лично он в эволюцию не верит. И сколько потом тори ни открещивались от креационизма, для многих канадцев это стало лишним свидетельством того, что далеких от науки людей к школе подпускать не стоит.
К главному защитнику нравственности евангелисту д-ру Чарльзу Маквети, стараниями которого введение программы отложили в 2010-м, присоединились «пролайфовцы» (именующие онтарийского премьера исключительно «гей-активистом» — Кэтлин Уинн состоит в однополом браке) и группа Parents As First Educators («Родители как первые преподаватели»). В подготовленной ими петиции перечислены ужасы новой программы: детям расскажут про гениталии (долой эвфемизмы!), гомосексуализм, мастурбацию, оральный и анальный секс. Среди родителей, ее подписывающих, 240-страничный учебный план (доступен на сайте минобразования) мало кто читает – им вполне хватает этих страшилок, дополненных чьими-то богатыми фантазиями. «Да — математике, нет – мастурбации!» — с подобными плакатами протестующие пикетируют здание правительства, уверяя, что новый учебный план лишает детей невинности и низвергает авторитет родителей, которые сами должны решать, как и когда рассказывать своим детям про секс.
Среди оппонентов очень много недавних иммигрантов, особенно из стран, где о подобных программах никто никогда не слышал. Они не вполне знакомы с тем, как проходят такие уроки в канадской школе: никто не собирается учить, например, восьмиклассников оральному или анальному сексу, но им в деликатной форме расскажут, что это тоже секс (а не его «безопасная» замена) и что он может быть причиной заболеваний, передающихся половым путем. Кроме того, им объяснят, что пока лучше не вступать в любые формы сексуальной активности, а подождать, пока они станут старше. И научат говорить «нет». Никто не будет демонстрировать шестилеткам изображения гениталий, а вот правильно – и с уважением — называть все части тела, считают разработчики программы, первоклассники должны уметь – особенно если есть жалобы на проблемы со здоровьем, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь.
Вопросы «про это» аккуратно встроены в общую программу здоровья и развития. На уроках будут обсуждаться проблемы физического и эмоционального влиянии полового созревания, здоровых отношений, а тема различий между людьми и уважения друг к другу дополнится темой согласия и недопустимости гомофобии и других форм дискриминации. «Да, мы сами говорим об этом с нашими детьми, но не уверены, что и другие родители это делают. Мы же хотим, чтобы наши дети росли в здоровом обществе и были защищены – в том числе от невежества и ксенофобии», — говорят сторонники программы.
В Канаде легализованы однополые браки (и в каждой школе есть дети с двумя мамами или двумя папами), широко обсуждаются права трансгендеров, а вопрос утвердительного согласия стал правовой нормой. Включение темы согласия («да» означает «да», а «нет», нечеткий ответ или молчание означает «нет») в учебный план страшно возмутило д-ра Маквети – по его словам, недопустимо говорить о согласии с детьми, не достигшими, собственно, возраста согласия (в Канаде – 16 лет). «Это относится к базовым понятиям уважительного отношения между людьми и касается не только секса», — так ответили ему восьмиклассницы Лия Валенте и Тесса Хилл, составившие онлайн-петицию о включении этого вопроса в программу.
Программа здоровья существует в школах не первый год. И за это время, говорит статистика, число подростковых беременностей в Канаде снизилось. Информированность, утверждают исследователи, приводит к тому, что подростки начинают позже вступать в сексуальные отношения. Но протестующие не верят ученым и статистике – все эти знания, говорят они, противоречат их религиозным взглядам и морали.
Программа 1998 года, считает премьер-министр Кэтлин Уинн, не просто устарела, а опасно устарела. За это время появились смартфоны с камерами, YouTube и социальные сети. Современные школьники имеют быстрый доступ к информации из недостоверных и часто опасных источников. Благодаря программе они научатся критически относиться к тому, что находят в Сети, а также, например, узнают, насколько опасен секстинг (обмен собственными интимными фотографиями, популярный среди подростков).
Д-р Маквети, выигравший раунд в 2010-м, собирается в этот раз окончательно похоронить программу. Хочется верить, что у него ничего не получится – даже Ассоциация католических школ Онтарио нашла ее информативной и не противоречащей католической системе образования.
Впрочем, весь этот шум со стороны радикалов выглядит как способ привлечь к себе внимание, играя на неосведомленности и религиозных традициях части родителей. Новая программа вводится в школах с сентября 2015 года, но в начале каждого учебного года все канадские родители получат бумаги, подписав которые они дадут (или не дадут) согласие на посещение их детьми подобных факультативов. Те, кто не хочет, чтобы его ребенок узнавал «про это» от учителей и психологов, а предпочитают, чтобы он выбирал себе другие источники информации, вправе не подписывать. «Но тогда мой ребенок услышит это от одноклассников, так что пусть и вашим детям об этом не рассказывают», — говорят они, переводя дискуссию в совершенно другое поле.
Ирина Косалс