Большая Европа шагает на Восток

Большая Европа шагает на Восток

13.04.2009 10:03
3007
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

То, о чем предупреждали не только многие эксперты и специалисты в международных отношениях, но и ряд влиятельных политиков, постепенно становится реальностью. Если на постсоветском пространстве бывшие республики СССР так за эти годы и не создали каких-то мало-мальски взаимовыгодных и прочных интеграционных объединений, то теперь этими процессами попытается в более активном и динамичном темпе заняться Евросоюз.
При поддержке Соединенных Штатов, а также видя свою собственную миссию на постсоветском пространстве в экономическом, энергетическом и политическом партнерстве, страны ЕС в рамках Еврокомиссии окончательно утвердили концепцию так называемого Восточного партнерства для шести республик СНГ, которые традиционно рассматривались в зоне влияния России.
И не стоит считать, будто «зловредные европейцы» поступили так исключительно из-за неуемного желания побольнее «уесть» Москву: просто в Брюсселе поняли, что нынешний момент упускать было бы неразумно, а Украину, Молдову, Белоруссию, а также три закавказские республики — Армению, Азербайджан и Грузию — можно поближе «подтащить» к Евросоюзу, так как за прошедшие с момента развала СССР 18 лет ни одна из этих стран так и не сблизилась неразрывно с Россией.

Новое «антироссийское кольцо», или «кандидатский стаж» на пути в «Большую Европу?

Насколько же подобное Восточное партнерство действительно станет своего рода «европейским могильщиком СНГ», и есть ли смысл для самих стран постсоветского пространства играть в такие «партнерские игры», за которыми просматривается не только сильный экономический, но и политический интерес Евросоюза? По мнению президента Молдовы В. Воронина, нынешний формат Восточного партнерства больше напоминает «новое СНГ под руководством ЕС». Он также уверен, что подобное объединение неизбежно вызовет отрицательные эмоции у России. А соответственно — непременно попортит отношения между Москвой и «европейской Восточной шестеркой».
Однако было бы большой натяжкой утверждать, будто единая Европа вновь пытается, как в старые застойные времена, окружить Россию каким-то новым «антикольцом» и втянуть бывшие советские республики, состоящие нынче в различных постсоветских структурах, в подспудную конфронтацию с Москвой. Дело здесь гораздо более прагматичное, причем отвечающее как интересам самой единой Европы, так и тех республик, которые в программе Восточное партнерство станут участвовать.
Прежде всего стоит заметить, что для Евросоюза любые программы не только подобного партнерства, но и других вариантов разного рода хартий, деклараций и инициатив на территории постсоветского пространства являются своего рода «заградительным забором» от дальнейшего расширения ЕС в восточном направлении. Единой Европе, которая и так приняла в свои ряды целую группу весьма проблемных с экономической точки зрения государств, тянуть прежде всего экономически еще и часть СНГ не имеет ни смысла, ни финансовой выгоды.
Именно поэтому ЕС и предлагает новую программу сотрудничества с шестеркой стран СНГ, для которых могут быть подготовлены варианты облегчения (но не отмены) визового режима, более тесного экономического партнерства, финансовой помощи, но вовсе не рассмотрения пусть даже и в отдаленной перспективе возможностей вхождения в Евросоюз.
Во многом для единой Европы подобная программа — это своего рода «культурное извинение» перед постсоветской «шестеркой» за то, что на данном этапе принять их в ЕС нет возможностей. Но их интересы и стремления в Брюсселе знают, понимают, а соответственно, и готовы сотрудничать в тех направлениях, где это будет обеим сторонам выгодно.
Так, Европа предлагает уже сегодня начать в рамках Восточного партнерства обсуждать создание зон свободной торговли (начиная с Украины и далее продвигаться на Восток и в Закавказье), с помощью которых экономика и торговля шести стран СНГ будут теснее интегрироваться в единое европейское экономическое пространство.
Правда, при этом в Евросоюзе не особо тревожатся по поводу того, что, к примеру, Белоруссия собирается войти в единый Таможенный союз с Россией и Казахстаном, а некоторые страны, входящие теперь в программу Восточного партнерства, сотрудничают в экономической области в рамках ЕврАзЭс и самого СНГ.
Не совсем ясно, какими правами и «степенями свободы» в экономическом сотрудничестве с государствами -членами ЕС будут пользоваться шесть государств, входящие в Восточное партнерство. Конечно же, пока никакой свободы перемещения гражданам этих стран СНГ не светит, и товары, которые там будут производиться, свободно на территорию Евросоюза не попадут, да в этом Брюссель, в принципе, не очень-то и заинтересован.
 
Чем ответят Брюсселю ЕврАзЭс и СНГ?

Хотя в российском руководстве уже высказывали негативное отношение по поводу вовлечения шести стран СНГ в Восточное партнерство, думается, особенно расстраиваться Москве не стоит. Та же Украина давным-давно уже больше не взаимодействует с Россией, а препятствует ей везде, где только можно. С Белоруссией уже 17 лет идет торг относительно создания во многом мифического единого государства, но толку от всей этой затеи как не было, так и не предвидится.
Примерно та же ситуация складывается и на Кавказе, где отношения с той же Грузией попорчены у Москвы надолго, с Арменией сотрудничество ведется больше декларативно, чем реально взаимовыгодное для обеих сторон, а Азербайджан со своими нефтяными и газовыми запасами все больше становится вполне самостоятельным энергетическим и политическим игроком на Кавказе и все меньше зависит в принятии каких-либо решений от «добрых пожеланий» из Москвы.
Другой вопрос, что во многом само продвижение программы Восточного партнерства и активизация ЕС на постсоветском пространстве являются следствием крайней аморфности и невысокой эффективности всех тех структур (СНГ, ЕврАзЭс, ОДКБ), которые были созданы при распаде СССР. С виду все эти организации что-то делают, регулярно проводятся саммиты и двусторонние встречи, подписывается бесчисленное количество разного рода документов, но как смотрели постсоветские независимые государства по большей части на Запад, а не в сторону воссоздания бывшего Союза, так и смотрят.
А на нынешнем этапе, во многом используя слабость и непоследовательность действий со стороны всех постсоветских межгосударственных структур, Евросоюз сам решил пойти ряду стран СНГ навстречу и предложить им пусть пока и небольшую по объемам финансирования (ЕС выделил пока на Восточное партнерство 600 млн. долларов, но если дело успешно пойдет и дальше, то суммы эти будут гарантированно увеличены), но все же конкретную помощь.
К тому же европейские страны пытаются самим фактом вовлечения «шестерки» государств СНГ в Восточное партнерство показать, что они по-настоящему заинтересованы в сотрудничестве, готовы оказать им помощь и в случае успешного развития связей постепенно подпускать их к себе поближе как политически, так и экономически.
Да, в официальных документах Евросоюза откровенно говорится о том, что отношения Брюсселя с «шестеркой» стран СНГ направлены на то, чтобы ослабить в них влияние России. Но, во-первых, сама Россия дает повод Евросоюзу активно работать в этих республиках, а во-вторых, сами эти независимые государства отнюдь не прочь укреплять свои контакты с ЕС, плюс все они в той или иной форме грезят о вступлении в какой-то, пусть и отделенной перспективе, в структуры единой Европы — как политические, так и экономические.
Отдельной строкой в документах ЕС для Восточного партнерства говорится об энергетическом сотрудничестве с шестью странами СНГ. Речь прежде всего идет об обеспечении бесперебойной доставки нефти и газа из региона Каспия, а также развитии отношений с Украиной и Белоруссией как транзитными государствами, через территорию которых энергоресурсы будут поступать в Европу из России.
Не случайно, что Евросоюз в перспективе хотел бы полностью снять зависимость от российских поставок и переориентироваться на те газовые и нефтяные поставки, которые пойдут из региона Каспия через Турцию в Европу. И поэтому на европейском саммите 7 мая в Праге, куда приглашены все шесть лидеров стран СНГ, включенных в программу Восточное партнерство, ожидается подписание важных не только политических, но и энергетических документов.
 
Астана в будущем году окажется перед нелегким выбором

Но, пожалуй, самое важное в программе Восточного партнерства, на которую делают ставку в ЕС, — то, что только «первой шестеркой» она не ограничится. Так сказать, «второй волной» пойдет налаживание подобного сотрудничества Евросоюза с пятью центрально-азиатскими республиками. Для них будет подготовлена «отдельная дорожка», в рамках которой им будут предложены те же привилегии и выгоды, которые первоначально будут обкатаны на Кавказе и в Западной части СНГ.
Что также примечательно: вся программа взаимодействия ЕС со странами, входящими нынче в СНГ(даже с теми, кто проводит там нейтральную политику или участвует в работе постсоветских структур — чисто символически), не включает Россию, словно давая понять Москве, что с ней отношения будут строиться по отдельности и совсем в ином формате, нежели с остальными.
А это изначально закладывает «мину замедленного действия» под функционирование всех без исключения постсоветских политических, военных и экономических образований, в которые Россия входит вместе с другими государствами СНГ. И первым, кому придется решать эти непростые проблемы, окажется Казахстан, к которому в будущем году перейдет председательство в ОБСЕ.
Прежде всего, сам Казахстан является чуть ли не самым активным участником (зачастую даже более деятельным и активным, чем Россия) во всех интеграционных объединениях, созданных на постсоветском пространстве после распада СССР. Не счесть числа самых разных инициатив, с которыми выступал казахстанский президент Н. Назарбаев, пытаясь наладить как сотрудничество между бывшими советскими республиками в рамках СНГ, так и в регионе Центральной Азии.
Казахстан вместе с Россией пытается все-таки довести до конца процесс создания Таможенного союза с участием Белоруссии (и дальнейшего включения в этот союз еще двух-трех других республик СНГ), работает в рамках ЕврАзЭса над укреплением экономического и торгового сотрудничества между экс-советскими республиками, а также делает все возможное, чтобы страны СНГ хотя бы в чем-то пытались использовать полезные наработки того же Евросоюза, которые позволили «старому континенту» достаточно успешно объединить страны как с различными политическими, так и экономическими интересами.
И вот теперь Казахстан будет вынужден в уже привычном «многовекторном стиле» по существу лавировать между двумя крайними точками европейских интеграционных процессов. С одной стороны, это желание Европы как можно теснее наладить связи со странами СНГ (минус Россия) будет конкретно затрагивать и сам Казахстан, поскольку он и сам, согласно своей нынешней внешнеполитической доктрине, «идет в поход в Европу», а с другой — поход этот явно будет носить не столько анти-, сколько «Россию-исключаемый» вектор, что станет гарантированно серьезным раздражителем в отношениях Москвы и Астаны.
Важно еще и то, что на посту председателя ОБСЕ Казахстан обязан будет держать полный нейтралитет, делать многое из того, что отнюдь не отвечает приоритетам функционирования ни СНГ, ни ОДКБ, ни экономических структур, созданных на постсоветском пространстве. И как здесь не вспомнить слова российского министра иностранных дел, который совсем недавно заверил, что Москва будет поддерживать все инициативы Казахстана на посту председателя ОБСЕ. А ведь далеко не все эти инициативы будут выдвигаться самим Казахстаном, и уже точно значительная их часть почти наверняка станет носить малоприемлемый для России характер.
А в том, что Россия будет рассматривать Казахстан как проводника своего курса в рамках ОБСЕ, не сомневаются ни в Брюсселе, ни наверное в самой Астане. И здесь вновь могут возникнуть определенные сложности, которые будут не столько инициированы самими Россией и Казахстаном, но станут подспудно «подталкиваться» Евросоюзом и особенно теми его членами, которые сами еще совсем недавно именовались социалистическими странами.
В целом же программа Восточного партнерства и ее осуществление на постсоветском пространстве — лишь первый шаг в уже открытой политической и экономической (хотя и мирной с виду) конфронтации, которую Евросоюз планирует с Россией и в которую будут втянуты неизбежно все постсоветские государства.
Со своей стороны в осуществлении этой программы ЕС будет иметь поддержку Соединенных Штатов, а сами государства СНГ — и те, которые уже включены в Восточное партнерство, и те, кого туда непременно, но чуть попозже позовут, наверняка пойдут навстречу единой Европе с большим энтузиазмом, нежели в интеграционные постсоветские структуры, которые пока их больше разочаровывают, чем приносят пользы и процветания.

Юрий Сигов

Деловая неделя