В прошлом году на посту президента Фиделя сменил его младший брат — 78-летний Рауль. Тем не менее, Фидель продолжает во многом определять внешнюю политику, публикуя свои статьи в официальных СМИ.
Его влияние на внутреннюю политику прослеживается не так четко, однако не вызывает сомнений тот факт, что Рауль Кастро правит страной, прислушиваясь к мнению старшего брата.
«На мой взгляд, это по-прежнему является партнерством, однако Рауль теперь является старшим партнером, — говорит Брайан Лэтелл из Института Кубы и кубино-американских отношений при Университете Майами. — Фидель уже не может выполнять повседневные обязанности».
Именно Фидель Кастро возглавил восстание, которое привело к свержению диктатуры Фульхенсио Батисты 1 января 1959 года. Фидель бессменно руководил государством 49 лет, покинув свой пост только из- за необходимости лечь на операцию в июле 2006 года.
Тогда он назначил временным заместителем своего младшего брата, а в феврале 2008 года официально сложил с себя полномочия.
С того момента Фидель не появляется на широкой публике — увидеть его можно лишь на фотографиях и в видеоматериалах после встреч с представителями других государство. Однако за это время он написал около 250 статей, взяв на себя роль «совести коммунизма».
В последние недели Кастро писал в основном о военном перевороте в Гондурасе, в результате которого был смещен президент Мануэль Селайя, и о планах США использовать военные базы в Колумбии.
Кроме того, Кастро не стал хвалить президента США Барака Обаму, попытавшегося улучшить отношения с Гаваной, и дал ясно понять, что Вашингтону не следует ждать уступок со стороны Кубы.
«Противнику никогда не стоит питать иллюзий относительно того, что Куба уступит», — написал он в апреле.
Обама обещает сохранить длящееся уже 47 лет торговое эмбарго в отношении Кубы, чтобы заставить руководство островного государства улучшить ситуацию с правами человека и дать гражданам политические свободы.
Очерки Фиделя Кастро и комментарии венесуэльского президента Уго Чавеса свидетельствуют о том, что два союзника продолжают упорно бороться с американским влиянием и всячески содействовать режимам левого толка.
«ЛИНИИ НА ПЕСКЕ»
В то же время, Куба, как и весь мир, остро переживает сильнейший с 30-х годов прошлого века экономический кризис, а ее руководителей все больше беспокоит тот факт, что люди, пятьдесят лет назад изменившие облик страны, пребывают уже в преклонном возрасте.
Рауль Кастро внес небольшие изменения в плановую экономику Кубы с целью повысить производительность, однако дал ясно понять, что первоочередной задачей стареющих руководителей страны является обеспечение жизнеспособности коммунистического режима после их смерти.
«Мы должны сделать невозможным смену общественно-политического режима в стране, который является единственной гарантией ее независимости», — заявил Рауль Кастро во время выступления в Национальной ассамблее Кубы 1 августа.
По мнению Лэтелла, роль Фиделя сводится к тому, чтобы не дать правительству слишком далеко отойти от позиций традиционного коммунизма по мере проведения экономических реформ.
«Он определяет запреты, словно очерчивает линии на песке, которые Рауль и последующие поколения не должны переходить», — полагает Лэтелл.
Однако несмотря на то, что Фидель продолжает оставаться в большой политике, кубинское общество о нем постепенно забывает.
Его длительное отсутствие на широкой публике сделало его неизвестной фигурой для молодого поколения, многие представители которого недовольны слишком жесткой идеологической политикой властей.
«Фидель — очень умный человек, но он не может признать того, что сделал ошибку, выбрав для Кубы режим, который никогда не будет работать», — считает 26-летний строитель Рауль Гонсалес Гонсалес.
Старшее поколение кубинцев, помнящее годы расцвета Фиделя, относится к нему более положительно.
«Фидель дал нам стабильность, — говорит 63-летний охранник Сисеру Архент. — Возможно, сейчас немного тяжело, однако у нас нет проблемы наркомании, у нас нет такого высокого уровня преступности, как в других странах».
Такое наследство позволит его последователям сохранить власть после его смерти, считает Дэн Эриксон из организации «Межамериканский диалог».
«Хотя вокруг его смерти до сих пор ходит много слухов, а смерть Фиделя станет большой новостью, он оставит кубинское правительство в достаточной степени подготовленным для того, чтобы пережить его кончину без больших потрясений», — говорит Эриксон.