Дипломаты и представители такой организации, как Еврейское агентство, также предпочитали не замечать выходцев из России. Однако недавно в городке Уэстхэмптон, штат Нью-Йорк, прошла конференция некоммерческой образовательной организации Limmud FSU (Former Soviet Union — «для стран бывшего Советского Союза»). Помимо 400 участников, молодых российско-американских евреев, в ней приняли участие Софа Ландвер, министр абсорбции, генеральный консул Израиля в Нью-Йорке Асаф Шарив, несколько депутатов Кнессета, а также эмиссар Еврейского агентства, назвавший собравшихся «потенциальным источником высококлассной иммиграции», пишет The Haaretz.
Корреспондентка издания Наташа Мозговая отмечает, что среди гостей конференции также была 98-летняя внучка писателя Шолом-Алейхема, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Оксана Баюл и даже имам нью-йоркской мечети, говоривший об отношениях между двумя общинами.
Чейм Чеслер, бывший казначей Еврейского агентства и основатель Limmud FSU, рассказывает, что в самом начале его проект подвергался жесткой критике. «Почему «русским» нужен особый подход? Пусть они приходят на занятия, как и все, как все евреи», — вспоминает он звучавшие тогда комментарии. Однако уроженцы СССР не шли на контакт с еврейской общиной в США. «Потому что когда дело касается чувствительных вопросов, как религия или идентичность, только русские могут достучаться до душ других русских, — поясняет Чеслер. — В конечном счете, 32 организации подключились к этому проекту, потому что он работает».
«Конечно, мне бы хотелось видеть всех этих молодых людей в Израиле, — говорит министр Ландвер, сама уроженка Советского Союза и член партии «Наш дом — Израиль», — но надо в то же время быть и реалистами. Нельзя всегда так в лоб говорить: «Приезжайте». Это должно исходить от них, из их поисков. Мне знакомо это ощущение из синагоги в Ленинграде, где мы обычно встречались. Оно просто захватывает тебя, этот дух, это желание совершить алию (иммиграцию в Израиль), а не потому, что кто-то убедил тебя. В последнее время мы видим рост иммиграции со стороны этих молодых людей».
«В Нью-Йорке триста пятьдесят тысяч российских евреев, что означает, что каждый третий еврей в Нью-Йорке — это относительно недавний иммигрант из России, — рассуждает раввин Мак Шнеер, проводивший конференцию в своей синагоге. — Мы видим увеличение числа посещений наших синагог, а также интерес со стороны многих других, кто готов узнать больше о своих корнях и традициях. Это наша обязанность — говорить с ними. У них большие пробелы, связанные с вопросами, волнующими еврейское сообщество в Соединенных Штатах, и их надо заполнять. Мы потеряли много лет, игнорируя их».
Сами посетители конференции — молодые иммигранты из стран бывшего Советского Союза в первом или втором поколении — признались корреспондентке издания, что они считают свою идентичность «трехмерной» — российской, американской и еврейской. Многие, например, следят за новинками российской музыки, слушая также рок-музыку 80-90-х, на которой они выросли. Другие говорят, что «родственную душу» можно найти только среди таких же, как они. При этом они отмечают, что пока не готовы к эмиграции в Израиль, поскольку это означало бы прохождение адаптации заново.
Inopressa