Выяснилось, что если французов больше всего раздражает американская еда, а англичан – американская мода, то русских, обогнавших в своем негативном отношении к Америке только греков, беспокоят не американские книги, фильмы или телешоу, а внешний вид, моральный облик и состояние интеллекта заокеанского соседа.
«Американцы – тупые. Русские генетически их превосходят. Это научно доказанный факт». Эта сентенция меня неприятно удивила, – пишет Брэд Круз, несколько лет назад приехавший из Америки в Москву и пытающийся разобраться в российско-американских стереотипах. – Удивила не только потому, что она прозвучала из уст человека, который до этого казался мне вполне вменяемым. Но и потому, что этот человек был привлекательной молодой женщиной, с которой мы уже не раз мило беседовали в кафе, потому что я начал мечтать о настоящей любви без государственных границ и представлять себе бегающие по квартире маленькие американо-русские копии меня».
«Американцы – необразованные, жирные, гамбургероядные существа, с приклеенными крокодильими улыбками на бессмысленных лицах. Они работают по 100 часов в неделю и ходят по трупам друг друга в психопатических попытках вскарабкаться по карьерной лестнице к вершинам апокрифической американской мечты. При этом они всю жизнь проводят в густом тумане, в котором не могут отличить Африку от Австралии, а Австралию – от Антарктиды. Им совершенно наплевать на то, как воспринимают их странное поведение окружающие. Эти моральные неандертальцы озабочены одним – как бы потешить свое самолюбие и захапать побольше материальных благ. В своем стремлении насильно навязать остальному миру свои материалистические ценности американцы не остановятся ни перед чем. Это нация, помешанная на индивидуализме, разрушающая все положительное, что может объединить людей, в своей «погоне за счастьем». BBC.com, «Брэд Круз: о «тупых» американцах и «опасных» русских»
Хотите знать, откуда такое отношение? Посмотрите российское телевидение – «ключевой источник информации для 80% русских», – советует The New York Times, особенно рекомендуя к просмотру программу Г. Леонтьева «Однако»– «четырехминутный взрыв оскорбления, который показывают после ночных новостей». Из уст ведущего этой передачи можно узнать о том, что Соединенные Штаты – это «великая держава с переломанным хребтом», «страна, где вооруженные психопаты регулярно бродят по образовательным учреждениям», а также «паразит, задолжавший миру 53 триллиона долларов». Корреспондент The New York Times отмечает, что г-н Леонтьев особенно часто появляется в эфире в периоды конфронтации с Западом: например, в прошлом августе, после краткой войны с Грузией, программу «Однако» показали тринадцать раз. А этой весной, когда Кремль дал сигнал СМИ приглушить критику Вашингтона и особенно президента Обамы, «Однако» шла всего три или четыре раза в месяц, что вызвало публичное недовольство г-на Леонтьева, сделавшего антиамериканизм своей профессией (The New York Times «Визит Обамы: российское телевидение поворачивается в сторону США»).
Корреспондент газеты The New Republic, в свою очередь, сходил в кино и посмотрел фильм российского режиссера Юрия Грымова «Чужие», который, полагает журналист, характеризует не только российское отношение к Соединенным Штатам, но и состояние российской культуры в целом. В киноэпопее Грымова отвратительные американцы контрастируют с добродетельными россиянами, а отдельные столкновения между ними показаны как гротескная борьба добра со злом. Герои фильма – американские медики, приехавшие в страну третьего мира испытывать на бедных детях новую вакцину и не гнушающиеся убийством русских коллег-хирургов. Единственные положительные «американцы» – парочка геев, публично демонстрирующие свою сексуальную ориентацию, что выглядит как приговор американской политкорректности. «Интересно, – пишет автор, – что связь «американец» и «гомосексуалист» является составной частью американофобии в России: распространенное в последние годы прозвище американца – «пиндос» имеет большое сходство со словом «пидорас», что в русском языке эквивалентно слову «гомосексуалист». В своем блоге, отмечает журналист, Грымов обозначил основную цель фильма: показать самих себя изнутри, поскольку русские становятся все больше и больше похожи на «высокомерных и глубоко ущербных американцев» (The New Republic, «Провал эпического фильма»).
«Русские – самые умные люди в мире, – приводит газета The New York Times слова 68-летнего Валерия Канишева. – Главное – никому не доверять». Эту особенность национального характера подтверждают и иностранцы: «Всякий приехавший в Россию путешественник, который удосужится пообщаться со встречными, заметит, что недоверие к Западу распространено повсеместно», – пишет корреспондент французской Le Telegramme. «Русские имеют тенденцию смотреть на вас с подозрением, они не улыбаются и могут быть бесцеремонными на грани грубости», – отмечает журналист британской The Times.
Особенно русским не нравится, когда их пытаются оценить со стороны: «Русские не знают, кто они есть, и поэтому обижаются на любые попытки дать им определение». Журналист «Свободной Европы» Роберт Парсонс говорит о том, что «идея определения концепции русской национальной идентичности почти столь же стара, как сама Россия».
«Россияне очень чувствительно относятся к неуважению из-за границы. Одним из наиболее популярных новостных сайтов России является ИноСМИ.Ру, который переводит на русский статьи из западной прессы, посвященные России. Успех сайта подчеркивает, насколько сильно Россию заботит то, что о ней думают в США»
The New York Times, «Расшифровывая Россию: шесть шагов к пониманию»
Газета The New York Times цитирует москвичку Елизавету Лихачеву, которая вспоминает старинную поговорку: «Россия для меня жена, я могу ругать ее столько, сколько считаю нужным, но если кто-то еще посмеет это сделать – я ударю его». «Посмотрите на карикатурные изображения русских в голливудских кинофильмах — всегда пьяный, небритый и в меховой шапке-ушанке, даже если это – космонавт на орбитальной станции (как в фильме «Армагеддон»)» – так анонимный россиянин объяснил корреспонденту газеты, за что в России не любят американцев.
«Если судить по информации, поставляемой американскими СМИ, а также по поведению русских героев, иногда фигурирующих в американской массовой литературе и фильмах, можно заключить, что русские – холодные ксенофобы. Они загадочны и опасны – у них слишком развиты родовое начало и склонность к примитивному насилию. Русские, не моргнув глазом, принесут свою человеческую природу в жертву «идеальному» государству или деньгам, в зависимости от того, какое место они занимают в российском социуме. Эти зомби пропаганды поставили себе целью уничтожить права личности и свободу самовыражения (это, по их мнению, ведет только к социальным беспорядкам и хаосу) и заменить творческих независимых личностей всезнающим и всемогущим Государством (с большой буквы «Г»)».
BBC.com, «Брэд Круз: о «тупых» американцах и «опасных» русских»
По мнению The New York Times, почти все американцы, посещавшие Россию на протяжении последних двух столетий, ошибаются в одном: они считают, что русские хотят жить по-американски. Но это совершенно не так: «русские завидуют материальным благам Америки, однако не считают ее моделью развития». «Американцы думают, что раз Россия – это христианская страна с белым населением, обладающая таким же опытом обживания новых областей, то со временем она все больше будет превращаться в Соединенные Штаты, – цитирует газета Дэвида Фоглсонга, профессора Rutgers University, написавшего книгу «Американская миссия и «Империя зла». – Правда состоит в том, что Россия – это отдельная страна. Она не является ни воображаемым близнецом Америки, ни ее зловредной противоположностью».(The New York Times, «Что русские говорят про нас»).
Нельзя сказать, что отдельные восторженные отзывы иностранцев о россиянах соответствуют их представлению о себе: «Когда я говорю людям, что Россия не просто самая большая страна в мире, но что одна только ее Сибирь больше, чем Соединенные Штаты (включая Аляску) и объединенная Западная Европа в целом, – они задыхаются от восторга, – рассказывает изданию The Times Джонотан Димберли, проехавший через всю Россию и написавший об этом книгу «Путешествие к Сердцу Земли и его людям». – А еще их очаровывают мои рассказы про русских ведьм, которые общаются с лесными эльфами, про шаманов, которые поклоняются предкам, и про горных всадников, считающих, что походный костер, на котором они нагревают чайник, является священным. Все это кажется моим знакомым настолько нероссийским!» (The Times, «Джонотан Димберли рассказывает про свое 10 000-мильное путешествие через Россию»). Ведьмы, эльфы, шаманы и абреки-язычники, населяющие, по мнению британского автора, Россию, – это что-то новенькое, идущее в разрез с традиционными медведями с балалайками и мужиками в лаптях.
За рубежом