Турция продолжает набирать высоту

Турция продолжает набирать высоту

11.11.2009 11:04
2793
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Его влияние распространилось непосредственно на сам Ирак — теперь уже под шиитским лидерством — и в направлении Сирии, Ливана, Палестины и даже, по всей вероятности, среди мятежников заиди в северном Йемене, ведущих борьбу с центральным правительством в Сане. Такое развитие событий вызвало понятное беспокойство в Саудовской Аравии.
Однако война в Ираке имела другое важное последствие, которое также привлекает серьезное внимание. Неудача, постигшая Америку в Ираке — и в равной степени ее неспособность усмирить эксцессы в поведении Израиля — поощрили Турцию выпрыгнуть из своей проамериканской смирительной рубашки и самоутвердиться в качестве влиятельного независимого игрока в сердце обширного региона, который простирается от Ближнего Востока до Балкан, Кавказа и Центральной Азии.
Турки любят говорить о том, что если Иран и Израиль являются ревизионистскими державами, вызывающими беспокойство и даже страх в связи со своим экспансионизмом и вызовом существующим структурам власти, то Турция представляет собой стабилизирующую державу, нацеленную на распространение мира и безопасности как можно дальше и шире.
Турция расширяет свое влияние с помощью дипломатии, а не через силы. Она также укрепляет экономические связи со своими соседями, и предложила свое посредничество в нескольких застарелых региональных конфликтах. Вместе с тем, она не стеснялась применять силу для подавления повстанцев PKK — движения мятежников, борющегося за независимость курдов.
Но даже в этом Турция теперь использует более мягкий подход. Мятежникам была предложена амнистия, и влиятельный министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу на прошлой неделе совершил визит — первый в своем роде — в курдское региональное правительство в северном Ираке. Ведутся даже разговоры о том, что Турция планирует открыть консульство в Эрбиле.
В последние годы дипломатия Турции добилась множества успехов, завоевав большую популярность в арабском мире и усилив аргументы Турции в ее предложении по присоединению к Европейскому Союзу. Кое-кто из публики зашел уже настолько далеко, что стал утверждать, что для Турции нет будущего без ЕС, и что для ЕС нет будущего без Турции.
Динамичная многосторонняя внешняя политика Турции начала обретать определенные очертания, когда Партия правосудия и развития, или AKP, пришла к власти в 2002 году при премьер-министре Реджепе Тайиипе Эрдогане и Абдулле Гуле, в настоящее время являющемся президентом Турецкой Республики. Эти два человека, как многие справедливо полагают, являются консерваторами и умеренными исламистами — их жены носят головные платки — но они делают все возможное для того, чтобы подчеркнуть, что у них нет никаких амбиций по созданию исламского государства. Население Турции может быть в значительной степени мусульманским, но само государство является светским, демократическим, капиталистическим и близким как к Западу, так и к арабскому и мусульманскому мирам. В действительности, Турция рассматривает себя в качестве моста, жизненно важного для обоих миров.
Ахмету Давутоглу приписывают разработку теоретической базы для новой внешней политики Турции. Он был основным советником Эрдогана до того, как его выдвинули на должность министра иностранных дел.
Два визита, состоявшиеся в октябре, иллюстрируют активность Турции. Премьер-министр Эрдоган, сопровождаемый девятью министрами и аэробусом, забитым бизнесменами, посетил Багдад, где провел сессию с правительством Ирака и подписал не менее 48 меморандумов в сферах торговли, энергетики, водоснабжения, безопасности, окружающей среды и т.д.
Почти в то же самое время министр иностранных дел Давутоглу был в Алеппо, где он подписал соглашения с министром иностранных дел Сирии Валидом аль-Муаллимом, из которых, вероятнее всего, наиболее важным была отмена виз, позволяющая свободное перемещение людей через их совместную границу.
Турция также совершила прорыв в октябре, подписав два протокола с Арменией, по которым предусматривается восстановление дипломатических отношений и открытие границы между ними. Не удивительно, что союзник Турции Азербайджан категорически возражал против такого развития событий, в связи с тем, что он вовлечен в конфликт с Арменией по Нагорному Карабаху — населенной армянами территории Азербайджана, оккупированной армянскими вооруженными силами.
В действительности протоколы, подписанные Турцией с Арменией, вряд ли будут полностью выполнены до тех пор, пока Армения не уйдет, по крайней мере, из некоторых из районов, окружающих Карабах, но, по крайней мере, было положено историческое начало в направлении турецко-армянского примирения.
С точки зрения арабов, самым драматичным поворотом, несомненно, было охлаждение отношений Турции с Израилем. Отношениям был нанесен ущерб, вызванный негодованием, которое ощущают многие турки в связи с жестокими притеснениями палестинцев со стороны Израиля, которые достигли своего пика во время войны в секторе Газа.
Даже до нападения на сектор Газа премьер-министр Эрдоган — решительный сторонник палестинцев — не стеснялся называть некоторые из зверских действий Израиля «государственным терроризмом». Маловероятно, чтобы эти две страны пошли на полный разрыв, но их отношения вряд ли вернутся к свойственному им ранее дружественному состоянию, до тех пор, пока у власти остаются сторонники жесткой линии — премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху и его министр иностранных дел Авигдор Либерман.
В качестве основы дипломатии Турции выступает ее центральная роль в качестве энергетического узла, соединяющего нефтяных и газовых производителей в России и Центральной Азии с крайне нуждающимися в энергоносителях рынками в Европе.
Так или иначе, возродившаяся Турция переписывает правила ведения силовой игры на Ближнем Востоке в положительной и не конфронтационной манере. Это представляет собой одно из немногих ярких пятен на нестабильном и чрезвычайно взрывоопасном Ближнем Востоке.

Патрик Силе является автором книг «Борьбы за Сирию», «Асад Сирии: борьба за Ближний Восток» и «Абу Нидаль: оружие для найма» («Agence Global»)

The New York Times