Салафиты, или кто есть кто?

Салафиты, или кто есть кто?

27.04.2009 14:11
3308
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Кто же такие салафиты? Вот какое толкование дает изданная в 1991 году в Москве книга «Ислам: энциклопедический словарь»: «Общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и исповедание веры ранних мусульман – «праведных предков» (ас-салаф ас-салих).
Салафиты резко выступали против различных «нововведений»  в сферах вероучения и повседневной жизни, начиная с методов символико-аллегорического толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир в результате его контактов с Западом.
К салафитам причисляют таких мусульманских богословов средневековья, как Ибн Ханбаль, аш-Шафии и Ибн Таймийя. Салафитская доктрина лежала в основе идеологии ваххабитского движения, возникшего в XVIII в. в Аравии.
В новейшее время салафитские идеи были подхвачены идеологами «Братьев-мусульман». Салафитами называют себя последователи «пуританского» течения в исламе на территории бывшего СССР (прежде всего на Северном Кавказе), обычно отождествляемого с «ваххабизмом».
О появлении салафитов в Таджикистане впервые еще в январе 2006 года публично заявил экс-министр внутренних дел Хумдин Шарипов на одной из пресс-конференций. Уже тогда он упомянул о них в контексте активизации религиозно-экстремистских группировок. «Приверженцы этого движения уже зафиксированы на севере страны»,- заявлял тогда министр. «Компетентные органы страны располагают всеми данными об экстремистской направленности идеологии «Салафия», а также о связях этого движения с террористической сетью Усамы бен Ладена», — отмечал Х.Шарипов.
Напомним, что это было сказано всего лишь три года назад. В июле 2008 года состоялась встреча председателя Общероссийского Общественного Движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова с представителями непризнанной правительством Таджикистана религиозной организации под названием «Салафия», руководителем которой является Мухамади Рахматулло, а заместителем Саидбурхони Шариф.
Тогда господин Мухамади Рахматулло сообщил, что организация была создана в 1997 году и что в настоящие время ее членами являются более 20.000 граждан Республики Таджикистан. Он также сообщил, что с 2001 года «Салафия» активно проводит свою миссионерскую деятельность не только в Таджикистане, но и в крупных регионах Российской Федерации, где используется труд таджикских мигрантов.
Об активизации деятельности этой организации шла речь и на состоявшемся в конце прошлого год а в Душанбе совещании с участием мэра столицы Х.Убайдуллоева, муфтия Республики Таджикистан Амонулло Нигматзода, генерального прокурора Таджикистана Бободжона Бобохонова и руководителя Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Республики Таджикистан Хайриддина Абдурахимова. На совещании кроме прочих вопросов обсуждалась религиозная обстановка в Таджикистане. Выступивший с докладом на эту тему мэр г.Душанбе призывал собравшихся, в том числе сотрудников правоохранительных органов Таджикистана, активизировать работу против представителей религиозного течения «Салафия». Он обвинил официальное духовенство Таджикистана в том, что они содействуют увеличению сторонников «салафитов» путем допущения их проповедей в официальных мечетях, в целях увеличения своих рядов.
Выступивший затем генеральный прокурор выразил свое несогласие с заявлением Х.Убайдуллоева и, сообщив, что религиозная организация «Салафия» не является религиозно-экстремистской организацией, отказался санкционировать их преследования.
Генпрокурора поддержали председатель ГКНБ и муфтий.
Впрочем, несколько иной точки зрения придерживается прокурор Согдийской области Хайрулло Саидов, который на совместном с участием представителей областной мэрии, прокуратуры и правоохранительных органов совещании, сказал, что деятельность этого движения в республике не запрещена, поскольку «за сторонниками «Салафии» не значится никаких противоправных действий и посягательств на конституционный строй».
«Однако движение «Салафия» опасно тем, что первоначально показывает себя с безобидной стороны, а затем постепенно приобретает угрожающие формы. Вспомнить хотя бы, как салафиты устроили серию взрывов в Алжире и Италии», — отметил он.
Что же является причинами поддержки «салафитов» официальными структурами Таджикистана. Как считают специалисты, во-первых, намерения властей Таджикистана использовать эту организацию против расширения деятельности других религиозно-экстремистских организаций, в частности «Ваххабитов», «Хизб- ут-Тахрир» и других.
Немаловажную роль сыграло в этом наличие «салафитов» среди представителей высших эшелонов власти, в том числе в президентской администрации, министерстве иностранных дел и даже в ГКНБ и генеральной прокуратуре.
Лидер религиозного течения «Салафия» в Таджикистане уже упоминавшийся нами шейх Мухамади Рахматулло 21 декабря прошлого года после проведения моления в одной из центральных мечетей г.Душанбе, в беседе с собравшимися сообщил, что данная организация занимается только «даъватом» и не преследует каких-либо экстремистских целей. При этом он не преминул отметить, что деятельность «Салафия» осуществляется с разрешения президента Таджикистана Э.Рахмона.
Нужно отметить, что в течение прошлого года сразу несколько прокуроров сделали достаточно резкие заявления по поводу «салафитов». Даже тот же генпрокурор Б.Бобохонов заявил на пресс-конференции, что если будет установлена причастность движения к «антиконституционной деятельности», Генпрокуратура обратится в Верховный суд с требованием о запрете его деятельности в Таджикистане. Но, наверное, фактов у генпрокурора не хватает и потому «Салафия» вольготно чувствует себя в стране.
«В отношении салафитов должен быть проведен всесторонний анализ, причем необходим индивидуальный подход, чтобы предотвратить появление «волков в овечьей шкуре», — заявил в интервью газете «Азия плюс» побывавший в Душанбе председатель Исламского комитета России, известный эксперт по вопросам ислама Гейдар Джемаль. Комментируя активизацию течения салафия в Таджикистане, он отметил, что ко всем мусульманам, независимо от течений, он относится с одной позиции: служат ли они Исламу или его врагам — западным спецслужбам?
Видимо не насторожили Генпрокурора и слова Г.Джемаля о том, что «внутри Ислама действуют западные спецслужбы, которые сотрудничают с некоторыми течениями. Выявив след этих спецслужб, мы узнаем, кто есть кто».

Фарангиз Сайвалиев

МиК