«Это великий день для вокзала Сант-Панкрас и всего графства Кент, для железнодорожного сообщения в этом регионе и вообще во всей Великобритании», — отрапортовал 14 декабря 2009 года премьер-министр страны Гордон Браун, поздравляя всех с новыми поездами Лондон–Фавершам, Лондон–Фолкстон, Лондон–Ашфорд и Лондон–Дувр.
Фолкстонцы, ашфордчане и дуврцы ликуют: время пути по трем последним направлениям действтельно сократилось почти в два раза, пусть и платить за роскошь надо процентов на 15 больше. А вот наше путешествие до работы и обратно как было эпическим, так и осталось. Поезд пустили в обход старого маршрута, и оказалось, что там особенно не разогнаться. Полным ходом (
А ведь нового поезда в Фавершаме ждали давно – наверное, с лохматого 2007 года, когда о том, что японскому чуду проложат рельсы через наши края, стали писать местные газеты. Приблизительно на одну секунду мы застыли в экстазе: неужели не зря переезжали в приятный, исторически ценный Фавершам из злачного Лондона? Неужели не зря столько мучились, преодолевая каждый день
Шестьдесят лет назад от Фавершама до лондонского вокзала Виктория на паровозе можно было добраться за один час и пять минут. Появившимся затем электричкам, как ни странно, для этого требовалось на пять минут больше. А теперь самое поразительное: «высокоскоростные» японские поезда довозят людей до Лондона… все за те же час десять! Медленнее паровоза середины XX века! Но и это еще не все: теперь обычные электрички, вынужденные пропускать «японцев», едут в столицу на девять минут дольше. Объяснить все это с рациональной точки зрения невозможно, особенно учитывая, что из Манчестера в Лондон (
К тому же новые поезда Javelin прибывают не на удобную большинству среднестатистических граждан и туристов Викторию, а на недавно отремонтированный вокзал Сант-Панкрас. С него, кстати, и выступал 14 декабря гордый Гордон Браун, а всего неделей позже тысячи несчастных отскребали там со щек замерзшие слезы, оплакивая неудавшиеся рождественские каникулы: более могучий родственник синего монстра, интернациональный «Евростар», под Рождество вдруг отказался регулярно соединять Великобританию с континентальной Европой. Сразу пять «Евростаров» сломались в тоннеле под Ла-Маншем, и всю ночь никто не знал, куда девать две тысячи застрявших вместе с ними пассажиров. Эффект домино привел к заморживанию расписания и очередям на вокзале Сант-Панкрас. Кто-то из пассажиров хотел просто провести Рождество у семьи во Франции, кто-то планировал романтический праздник в каком-нибудь Брюсселе. В результате вместо пары часов на плюшевых сидениях самые терпеливые провели куда больше времени в стоячем положении, в тесной компании товарищей по несчастью.
О пассажирах «Евростара» я пишу из солидарности, потому что видела их страдания на Сант-Панкрасе. В ту неделю из-за критического понижения температуры до -1 в нашем кентском расписании все пошло кувырком, и начальство железнодорожной компании приняло непростое решение: разрешить обладателям абсолютно любых билетов (включая менее дорогие на обычные поезда до Виктории) пользоваться новыми синими поездами, если те прибудут раньше.
Но и после этого аттракциона неслыханной щедрости я все равно осталась приверженцем более дешевого варианта, хотя поезда до Виктории стали медленнее и грязнее, чем раньше. Мыть их, кажется, стали реже, потому что, видимо, основные моющие средства брошены на синих. Железнодорожная компания, конечно, очень надеется, что в результате все пересядут на японское чудо, и затраты, на покрытие которых не хватило 5,8 миллиардов фунтов государственных вложений, окупятся. Но оскорбленные фавершамцы наверняка сделают все возможное, чтобы этого не произошло.