В Казахстане идет яростная борьба за одно из крупнейших в мире месторождений урана, сообщает The Washington Post. В этой истории есть и интриги корпораций, и опозорившийся шеф разведки, и утверждения, что Кремль плетет козни, дабы удержать Казахстан под своей властью, пишет корреспондент Филип П. Пэн.
Занавес над закулисной борьбой за уран приоткрылся в прошлом году, с арестом Мухтара Джакишева, главы государственной компании «Казатомпром». Комитет национальной безопасности Казахстана обвинил Джакишева в передаче прав на 60% месторождений урана офшорным фирмам, которые сам Джакишев и контролирует. Джакишев отрицает обвинения. Он доселе остается под стражей.
Между тем на YouTube появилась 64-минутная видеозапись допроса Джакишева в КНБ, сообщает газета. «Он утверждает, что его арест подстроила Россия, дабы сорвать ряд намечающихся сделок и не допустить, чтобы Казахстан сделался более независимым и сильным конкурентом», — пишет газета. Российская сторона назвала эти утверждения нелепыми. «Но слова Джакишева весомы, так как он был одним из самых уважаемых и динамичных бизнесменов в Казахстане», — отмечает издание. По данным газеты, он превратил государственное предприятие, которое стояло на грани банкротства, в крупнейшего добытчика урана в мире. «До ареста Джакишев заключил ряд сделок о допуске иностранных компаний к добыче урана взамен на помощь Казахстану в развитии следующих этапов производства ядерного топлива. Все эти сделки уменьшали зависимость Казахстана от России», — пишет газета. Между тем переговоры России и Казахстана о создании крупного предприятия по торговле ураном застопорились, «видимо, из-за разногласий о том, будет Казахстан равноправным или младшим партнером», говорится в статье.
«В видеоролике Джакишев сказал, будто Россия начала стремиться к сделкам, которые вытеснили бы Казахстан с японского рынка и гарантировали поставки урана при посредстве канадской добывающей компании Uranium One. Но он заявил, что переиграл Россию — убедил японских партнеров заблокировать Uranium One и настоять на роли Казахстана на японском рынке», — пишет газета. Некий бывший служащий «Казатомпрома», пожелавший остаться анонимным, сообщил, что российские официальные лица предложили одному из вице-президентов при Джакишеве помощь в смещении начальника, но вице-президент не согласился.
По словам его друзей, Джакишев считал, что причина расследования КНБ — недовольство чиновников, с которыми он отказался заключать контракты, в том числе самого шефа КНБ Амангельды Шабдарбаева. «Видеозапись из КНБ — самая поразительная утечка информации. Складывается впечатление, что Джакишев озабочен утратой рынка в Японии и Китае больше, чем утратой своей свободы, — он предостерегает, что Казахстан станет сырьевым придатком России», — пишет газета. На пресс-конференции в январе жена Джакишева заявила, что шеф КНБ лично передал ей копию видеозаписи до того, как она появилась в интернете, и попросил показать президенту. Шабдарбаев эту версию отрицал, но через пять дней его уволили, отмечает издание. На место Джакишева Назарбаев назначил чиновника, зять которого возглавляет российскую государственную компанию, поставляющую уран. Сделка с Uranium One недавно была санкционирована административно-регулятивными органами, сообщает газета.
Перевод: ИноПресса